ДАН - Страница 5

Сохранились остатки почти квадратного в плане сооружения из тёсаного камня со ступенями, возможно, алтаря или даже небольшого храма. С предполагаемым храмом связывают вторую в Дане эпиграфическую находку 1977 г. – относящуюся к римскому периоду плитку известняка (15,5х26,5 cм) с посвятительной надписью, вырезанной по-гречески (три строки) и по-арамейски (одна строка), палеографически датируемой концом III – началом II в. до н.э. Греческий текст повествует, что некий Зоил принёс обет «богу, что в Дане», т.е. божеству настолько известному, что нет необходимости (или запрещено) указывать его имя. Город назван во множественном числе, поэтому фрагмент текста исследователи читают как «божеству, что среди данитов», что, по их мнению, может означать традиционную связь почитания божества и этнонима представителей этого колена. Полностью текст исследователи реконструируют так: «Богу, что в Данах, Зоил (дал) (во исполнение?) обета». «(Это) обет Зоил (а) для (бога в Дане)». Небольшое и небрежно сделанное дополнение по-арамейски восстанавливается исследователями с трудом как близкое по значению: «Вот обет Зоила божеству Дана». Надпись напоминает им инвективы в Ам. 8:14 и, по их мнению, может свидетельствовать о синкретизме жителей этих мест. Принадлежность надписи к эллинистическому периоду и важность её для понимания взаимопроникновения местной и эллинской культур исследователям кажутся несомненными, хотя для них остаётся неясным, кем был Зоил – служителем храма, который принёс дар покровителю этого места, греком (греко-финикийцем?) или образованным сирийцем, который перенял греческий обычай оставлять посвятительные надписи. В римский период языческое святилище в Дане было одним из наиболее почитаемых (всего в 6,4 км от него расположено другое известное священное место – святилище Пана в Панеаде); вокруг священного участка вели активное строительство. У восточного подножия холма найдена статуя Афродиты (римская копия греческого оригинала III в. до н.э., типологически близкая к скульптуре Венеры IV в. до н.э. из коллекции семьи Медичи), самая большая из известных в Израиле (66 см). На западном склоне у источника возникло подобие нимфея или дома с фонтаном (более в Израиле нигде не известно): комплекс устройств для подачи воды с обмазными бассейнами и лестница к нему. Вода из источника поступала по керамическим трубам в бассейны, для подъёма её уровня использовали небольшую плотину, затем воду отводили по оштукатуренному каменному руслу. Постройки датируются (по керамике и монетам) ранним римским периодом (около I в. н.э.), но строительство продолжалось и позже, когда возвели новые каменные стены и мощные платформы, оформили маленький атриум. Среди находок – стеклянный медальон (III–IV вв. н.э.) с изображением фигуры козопаса, поздние римские монеты (последняя отчеканена от имени Константина Великого).



 
PR-CY.ru