ДАН - Страница 3

К археологическим слоям IX–VIII вв. до н.э. принадлежат остатки одной из крупнейших оборонительных систем Палестины; стены и участок ворот в первой половине IX в. (при израильском царе Ахаве) резко расширили, придав им сложную конфигурацию. Перед внешними воротами снаружи устроили мощённую камнем площадку, внутри их был также мощёный двор, открытый к главной части ворот – четырёхкамерному зданию с двумя сторожевыми башнями (эта конструкция погибла при ассирийском нашествии в последней трети VIII в. до н.э.; другие четырёхкамерные ворота поставили в правление израильского царя Иеровоама II (около 793 – 753 гг. до н.э.) на вершине холма). Далее мощёная дорога вела от ворот в город. Справа во внешних воротах, у крепостной стены, был открыт редкий образец культа камней – так называемый маццебот: вокруг пяти стоящих в ряд камней обнаружены следы совершения обрядов (фрагменты масляных светильников и курильниц, бытовая керамика), рядом – длинный узкий «стол» для приношений и монументальная каменная скамья длиной 4,5 м для участников обрядов. Ветхий Завет, соотнося культ камней со служением Ваалу, строго осуждал поклонение им (4 Цар. 10:26; 17:10–12; Втор. 16:22). В Дане известны ещё три подобных сооружения. Главные ворота города были одним из центров социальной жизни; здесь были найдены протоэолийская капитель, основание небольшого сооружения, которое исследователи уверенно интерпретируют как царский трон. Сенсационным открытием в зоне ворот стала так называемая стела из Дана, обнаруженная в 1993 г. в кладке восточного фасада стены, ведущей к внешним воротам: это вторично использованный кусок чёрного базальта с арамейской надписью из десяти строк (два небольших фрагмента нашли в 1994 г., но вопрос об их месте в общем тексте остаётся открытым) – часть победной стелы покорившего Дан царя (правителя Дамаска Азаила или Венадада I/II?). Текст стелы, датируемый второй половиной IX – VIII в. до н.э. (до ассирийского вторжения в 733 или 732 г.), содержит имена царей Израиля, в том числе из «дома Давида» (чтение А. Бирана и Й. Наве, поддержанное Андре Лемером). Это единственное в археологических материалах, а также первое и древнейшее упоминание царя Давида вне текста Библии, которое, по мнению исследователей, может служить подтверждением аутентичности и официального характера формулировки «дом Давида», используемой в Ветхом Завете в отношении царей Иудеи с конца IX в. до н.э. Большинство лингвистов и археологов считают стелу подлинной, а прочтение текста – весьма вероятным, хотя был предпринят ряд попыток (Рассел Гмиркин, Т. Томпсон) дезавуировать значение надписи: по-иному интерпретировать буквы или допустить неподлинность стелы (что другим исследователям кажется маловероятным, учитывая степень документированности находки).

 



 
PR-CY.ru