ДЭВИДСОН Эндрю Брюс

ДЭВИДСОН Эндрю Брюс (1831–1902 гг.) – шотландский богослов, гебраист, ориенталист. В 1849 г. окончил Абердинский университет. С 1849 по 1852 гг. преподавал в школе Свободной шотландской церкви (Free Church School) в Эллоне. В 1852–1856 гг. изучал богословие в Нью-колледже Эдинбурга, в котором с 1858 г. преподавал древнееврейский язык, с 1863 г. был профессором восточных языков. Эндрю Брюс Дэвидсон – автор «Вводного курса по грамматике еврейского языка» («An Introductory Hebrew Grammar», 1874 г.) и «Синтаксиса еврейского языка» («Hebrew Syntax», 1894 г.). Выступая за широкое использование историко-критического метода в библеистике, Эндрю Брюс Дэвидсон видел задачу исторической экзегезы в изучении мировоззренческих особенностей эпохи, к которой относится изучаемый текст Ветхого Завета. Несмотря на ряд неверных предпосылок историко-критического метода, Эндрю Брюс Дэвидсон, тем не менее, признавал его первостепенное значение в формулировании правильной идеи Священного Писания – присутствия живого Бога в истории человечества. Одним из важных направлений исследований Эндрю Брюса Дэвидсона исследователи называют библейское богословие Ветхого Завета – «осознание великого деяния Бога, посредством которого Он являет людям Своё царство». Подчёркивая принципиальную достоверность Ветхого Завета и исторический характер его религии, Эндрю Брюс Дэвидсон считал ветхозаветное богословие «исторической наукой». В истории ветхозаветного Израиля он выделял пять периодов. От первого периода, вводного (завершается Исходом, с которого, по его мнению, начинается ветхозаветная религия), не сохранилось ни одного источника. Ко второму периоду – от Исхода до эпохи пророков-писателей (VIII в. до н.э.) – относятся: Пятикнижие Моисея, Книги Иисуса Навина, Судей, а также деятельность неписьменных пророков Деворы, Самуила, Илии и Елисея. Из записанных пророчеств ко второму периоду Эндрю Брюс Дэвидсон отнёс лишь песнь Деворы (Суд. 5). Третьим периодом – от эпохи письменных пророчеств до падения Иерусалима (586 г. до н.э.) – датируются Второзаконие и Книги пророков Амоса, Осии, Михея, Исаии (главы 1–39) и Иеремии. Четвёртый период – от падения Иерусалима до эпохи завершения формирования пророческого канона (400 г. до н.э.) – включает Псалтирь, Книгу премудрости Соломона, Первую – Третью Книги Ездры, Книгу Неемии, Книги пророков Иезекииля, Захарии, Аггея, Малахии. К этому периоду Эндрю Брюс Дэвидсон также относил написание так называемого Второ-Исаии (Ис 40–66). К пятому, заключительному периоду (с 400 г. до н.э. до эпохи Нового Завета) Эндрю Брюс Дэвидсон относил составление Книги пророка Даниила и Книги Екклесиаста, Первой и Второй Книг Паралипоменон. Эндрю Брюс Дэвидсон допускал возможность четырёхчастного деления ветхозаветной истории на предварительный, допророческий (от Исхода до 800 г. до н.э.), пророческий (800–586 гг. до н.э.) и левитский (с 586 г. до н.э.) периоды.

 
PR-CY.ru