ДУМ Бернхард Лауардус

ДУМ Бернхард Лауардус (1847–1928 гг.) – немецкий протестантский библеист и богослов. Богословское образование получил в Гёттингенском университете (1867–1870 гг.). Репетент (доцент, готовивший студентов к экзаменам; 1871–1873 гг.), приват-доцент (1873–1877 гг.), профессор Гёттингенского университета (1877–1889 гг.). Почётный доктор (с 1885 г.), профессор Ветхого Завета богословского факультета Базельского университета (с 1888 г.). Центральная тема исследований Б.Л. Дума – служение ветхозаветных пророков, которое, по его мнению, является ключом к реконструкции истории ветхозаветной религии в целом. Первостепенную задачу экзегезы Б.Л. Дум видел в понимании того, что в действительности говорил пророк, и особенностей личностей пророков. Под влиянием идей Юлия Велльгаузена и школы истории религий Б.Л. Дум выделял три этапа становления ветхозаветной религии: «доисторически-демонический», яхвистский и пророческий – как высший этап религиозного развития Израиля. Первостепенное значение пророческого служения Б.Л. Дум видел в формулировании этического учения, исходное положение которого состоит в страхе Божьем и любви к ближнему. Пророческие писания Б.Л. Дум разделял на анонимные, составляющие значительную часть предания израильского народа, и надписанные именем конкретного пророка. В комментарии на «Книгу пророка Исаии» (1892 г.) Б.Л. Дум на основании анализа еврейского текста книги сделал попытку воссоздания её более раннего текста; впервые предположил, что Песни Раба Господня (к ним Б.Л. Дум относил Ис. 42:1–7, 49:1–6, 50:4–9, 52:13–53:12) составляют группу пророчеств, которые датируются более поздним временем, чем «Книга пророка Исаии», и были включены в её текст позднее; указал на Ис. 7:15 как на позднюю «мессианскую вставку». Кроме того, более поздним добавлением им был признан так называемый малый Апокалипсис Исаии (Ис. 24–27). Развивая высказанное ещё И.К. Додерлейном и Иоганном Готфридом Эйхгорном предположение о двухчастном делении «Книги пророка Исаии»: на собственно «Книгу пророка Исаии» (главы 1–39) и так называемого Второ-Исаию (главы 40–66), написанные разными авторами, Б.Л. Дум впервые высказал мнение о трёхчастном делении «Книги пророка Исаии»: на собственно «Книгу пророка Исаии» (главы 1–39), Второ-Исаию (к этой части Б.Л. Дум относил главы 40–55) и так называемого Трито-Исаию (главы 56–66). В комментарии на «Книгу пророка Иеремии» (1901 г.) Б.Л. Дум, следуя Зигмунду Мовинкелю, указал на три её «источника»: наиболее ранний (источник А) – слова Иеремии в поэтической форме; второй источник (В) – в основном, прозаические тексты, приписываемые пророку Варуху, секретарю пророка Иеремии; наиболее поздний (источник С) – подвергшийся девтерономической редакции прозаический материал, т.е. речи пророка, отражающие богословские идеи книги «Второзаконие».

 
PR-CY.ru