Словарь по иудаизму Б БАР-МИЦВА

БАР-МИЦВА

БАР-МИЦВА – (букв. «сын заповеди») – праздник совершеннолетия мальчика, достигшего 13-летнего возраста, напоминающий конфирмацию у христиан. В течение недели мальчик должен показать свои умения в трех вопросах: пассук (знание библейского текста), каше (постановка проблемы), теруц (решение проблемы, ответ). Обряд знаменует его полноправное вхождение в религиозную общину взрослых. Он становится «сыном добрых дел» (таков буквальный смысл выражения «бар-мицва»). Юноша, как и все окружающие его, среди которых раввин (знаток литургии) и хаззан (или кантор, т.е. служка в синагоге) носит на плечах шарф для молитв (талиф) и на голове маленькую круглую кепку (киппу). Под символическим светом подсвечника с семью ветвями (меноры), помогая себе следить за текстом серебряной указкой, в атмосфере высочайшей сосредоточенности, он старается читать громким голосом, без ошибок, поскольку слово Божье не должно быть искажено. Отныне он считается одним из миньян, т.е. может входить в группу из десяти иудеев, которая необходима для совершения любой религиозной церемонии, в том числе и молитвы. В субботу, следующую за церемонией бар-мицвы, юноша, отныне считающийся в религиозном отношении взрослым, получает привилегию встать за пюпитр, расположенный перед хранилищем Торы. После выноса из священного хранилища (этот вынос называется Сефер-Тора) свиток Торы торжественно разворачивается, затем он укладывается на пюпитр, извлекается из богато расшитого футляра. Тору открывают на парашот хашавуот – отрывке, который полагается прочесть именно в этот день (то место Торы, на котором накануне закончилось чтение). Полностью Закон прочитывается в течение года. Если еврей говорит, что он никогда не проходил через этот обряд, он не понимает самой идеи обряда. Бар-мицва проходит автоматически, а ответственность теперь уже не мальчика, но мужа возникает не как результат участия в обряде, а как результат взросления. Ответственность означает – придерживаться законов иудаизма. Иначе говоря, проходил еврей обряд инициации, или нет, он все равно становится полноправным иудеем. Это же относится и к женщинам (см. Бат-мицва).

 
PR-CY.ru