АРТАПАН

АРТАПАН – еврейский экзегет в Александрии, автор работы «О евреях» (или «Иудаика»). Она сохранилась во фрагментах у Евсевия Кесарийского, частично находит параллели у Климента Александрийского. При этом Евсевий излагает Артапана не в виде цитат, а в передаче Александра Полиистора. Первый фрагмент, согласно Евсевию, принадлежит произведению «Иудаика», два других из работы «О евреях» (последнее название приводится и у Климента Александрийского), но большинство исследователей считают, что речь идёт об одном и том же произведении. Точная датировка деятельности Артапана остаётся для исследователей предметом дискуссий. С уверенностью они утверждают только то, что Артапан писал прежде Александра Полиистора, который пользовался его работой около середины I в. до н.э. Исследователи полагают, что Артапан знал перевод Септуагинты, он также затрагивает в своей работе темы антиеврейских египетских рассказов о Моисее, самый ранний из них встречается у Манефона (расцвет его деятельности падает на 280 г. до н.э.). Это позволяет исследователям предположить, что наиболее ранняя датировка деятельности Артапана – около 250 г. до н.э. В качестве уточнения приводятся время правления Птолемея IV Филопатора (221–204 гг. до н.э.), начало II в. до н.э. и около 100 г. до н.э. Синкретизм воззрений Артапана рассматривался исследователями как аргумент в пользу более поздней датировки, которая, однако, не выходит за пределы 250–100 гг. до н.э. Первый фрагмент сообщает о путешествии Авраама в Египет, где он научил фараона астрологии, и о его возвращении в Сирию спустя 20 лет. Во втором фрагменте описываются обстоятельства прихода Иосифа в Египет и его восхождения к власти, при этом Артапан вносит ряд новых деталей в библейский рассказ об Иосифе, который показан инициатором реформ в стране, чем заслужил высокую оценку в глазах египтян; сообщается о его женитьбе на Асенеф, дочери гелиопольского священника. Последний фрагмент рассказывает о Моисее, начиная с его рождения и до прихода евреев в пустыню. Артапан схематически следует повествованию книге Исход, однако вставляет и ряд небиблейских деталей. Моисей показан военным стратегом, который защищает Египет от эфиопов, изобретателем кораблей, оружия и др. Но самое важное то, что он – родоначальник философии, основатель и организатор египетских религиозных культов, и поэтому египтяне оказывали ему божественное почитание. Утверждается, что Мусей, легендарный учитель Орфея, и Моисей – одно и то же лицо, Моисей, таким образом, был учителем Орфея и отождествляется с греческим богом Гермесом. По мнению исследователей, имя Артапана персидское. Долгое время исследователи не хотели примириться с тем фактом, что иудей мог быть автором произведения, характеризующегося таким высоким уровнем синкретизма. Однако начиная с 1980 гг. преобладает точка зрения, утверждающая еврейскую идентичность Артапана. Он не только изображает Авраама, Иосифа и Моисея достойными почитания религиозными деятелями и просветителями Египта, но и выступает как апологет иудаизма, цель которого была дать отпор обвинениям против евреев. По мнению исследователей, труд Артапана остаётся ценным источником по истории эллинистического иудаизма Египта середины III в. до н.э. Изображения Иосифа и особенно Моисея часто сравнивались с образом эллинистического «божественного человека».

 
PR-CY.ru