АХЕМЕНИДЫ - Страница 2

В административном отношении государство Ахеменидов делилось на этнические территории (до 127, согласно Есф. 1:1, и более чем 70, по Геродоту), сгруппированные в 20 и более крупных округов-сатрапий, чьё население было обложено регулярной податью. За пределами сатрапий проживали зависимые народы, платившие нерегулярную дань (колхи, набатейские арабы и северные эфиопы). Столицами державы были Пасаргады (древний центр персидских племён), затем Сузы (ставшие административным центром) и Персеполь (построен при Дарии I). К 521 г. до н.э. государственной религией Ахеменидов стал зороастризм. Всех богов, кроме почитаемого Ахура Мазды, персы ставили неизмеримо ниже, что давало повод язычникам упрекать их в неуважении к богам. Но в целом Ахемениды терпимо относились к религиям покорённых народов, что во многом способствовало созданию мировой державы. По-видимому, персидские цари покровительствовали древним евреям, находя в их религии, которая также боролась с многобожием, определённое сходство со своей верой, Ветхий Завет также нигде прямо не выступает против религии Ахеменидов. Завоевав Вавилон, Кир II позволил части древних евреев, которая была депортирована вавилонскими царями, вернуться на родину (2 Пар. 36:22–23; 1 Езд. 1:1–11). Первая группа вернулась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (538 г. до н.э., 1 Пар. 3:18). После этого Иудея составила особое наместничество более крупного округа Самарии, входившего в сатрапию Заречье. В 516 г. до н.э. Дарий I издал эдикт, позволивший завершить строительство Второго храма, и передал наместничество над Иудеей евреям, во главе которых в конце VI – начале V вв. до н.э. были поставлены Шешбацар и Зоровавель. При Ксерксе I отношения Ахеменидов с Иудеей резко ухудшились, но его преемник Артаксеркс I назначил наместниками Ездру (458 г. до н.э.) и Неемию (445 г. до н.э.), предоставив Иудее широкую автономию и выделив её из состава Самарии в особый округ, а наместникам дал права религиозной власти над всеми еврейскими подданными. С конца V в. до н.э. наместничество в Иерусалиме было передано первосвященникам иерусалимского храма. После жестоких ассирийских завоевателей правители Ахеменидов воспринимались как носители мира. Цари династии Ахеменидов неоднократно упоминаются в Священном Писании: Кир II – в 1 Езд. 1:1; 3:7 и др., Дан. 1:21; 6:28 и др., на него возлагается надежда на разрушение Вавилона (Ис. 44:25–45:7), Дарий I – в 1–2 Езд., в Агг. 1:1, в Зах. 1:1; Ксеркс I – в Есф., в 1 Езд. 4:6; Артаксеркс I – в 1–2 Езд., в Неем. 2:1–6; Дарий III – в Неем. 12:22, в 1 Макк. 1:1. Однако соотнесение упомянутых в Священном Писании Дария («Книга пророка Даниила»), Артаксеркса (1 Езд. 4:6 и сл., 2 Езд. 2:7 и сл.) с реальными фигурами, а также изложенных в Библии событий с фактами истории Ахеменидов является до сих пор предметом дискуссий.



 
PR-CY.ru