Словарь по иудаизму A АХИРАМА САРКОФАГ

АХИРАМА САРКОФАГ

АХИРАМА САРКОФАГ – один из важнейших памятников финикийского искусства и эпиграфики библейского периода. Найден в Библе (современный Джубайль, Ливан) в 1923 г., в настоящее время хранится в Национальном музее в Бейруте. По верхнему краю торца саркофага и по нижнему краю продольной стороны крышки выбита одна из древнейших надписей на древнебиблском диалекте финикийского языка, выполненная финикийским алфавитным письмом: «Саркофаг, который Иттобаал, сын Ахирама, царя Библа, сделал для Ахирама, своего отца, когда поместил его в “дом вечности”. Если царь среди царей, или правитель среди правителей, или военачальник вступит в Библ и откроет этот саркофаг, да будет скипетр правления его сокрушён, да будет трон его правления низвергнут, и да уйдёт мир из Библа, и да будет изглажена надпись его в Библе». На рельефные изображения ритуальных сцен, которыми украшены стенки саркофага Ахирама, оказало заметное влияние искусство Египта. Подножия в виде львов восходят к хеттским прототипам. На основании эпиграфических и лингвистических признаков большинство исследователей датируют эту надпись около 1000 г. до н.э. Очевидно, что она была сделана раньше точно датированных надписей царей города Библа Абибаала (около 930 г. до н.э.) и Элибаала (около 920 г. до н.э.). Некоторые археологические данные (найденные в гробнице обломки сосуда Рамсеса II (1304–1237 гг. до н.э.), микенская и кипрская керамика) и лингвистические особенности памятника дают основание отдельным исследователям отстаивать более раннюю датировку – XIII или XII в. до н.э. (Г. Гарбини). Отмечая явное несоответствие расположения надписи художественному замыслу саркофага Ахирама, E. Липиньский предполагает, что надпись была сделана в X в. до н.э. на саркофаге, изготовленном значительно раньше. Согласно предположению М. Мартена, к моменту создания алфавитной надписи на саркофаге уже была надпись библским псевдоиероглифическим письмом, использовавшимся в середине II тыс. до н.э. В тексте надписи отмечается поэтический параллелизм, характерный для Ветхого Завета. Исаак Натанович Винников убедительно продемонстрировал строгую согласованность отдельных частей надписи, например, текста проклятия, построенного по принципу хиазма, что даёт исследователям основание говорить о существовании в Финикии литературной традиции, близкой Ветхому Завету. Надпись уникальна тем, что в ней отсутствует характерное для древневосточных проклятий упоминание божества, а перечень наказаний передан пассивной конструкцией. По замечанию Х. Доннера, эти черты соответствуют канонам древневосточных правовых формулировок, представленных в Законах Хаммурапи, отчасти в Законах Эшнунны и в Ветхом Завете (например, Исх. 21–23:19; cр. Исх. 27:15–26). Упоминаемые в надписи имена финикийских царей – Ахирам (сокращённый вариант имени Хирам) и Иттобаал (библ. Ефваал) – встречаются в Ветхом Завете (2 Цар. 5:11; 3 Цар. 9:11; 3 Цар. 16:31 и др.).

 
PR-CY.ru