Словарь по иудаизму A АГГЕЙ

АГГЕЙ

АГГЕЙ – первый послепленный пророк, десятый в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (память 16 декабря и в Неделю праотец). Время служения датируется достаточно точно благодаря указаниям в Агг. 1–2; 1 Езд. 5:1 и 6:14: второй год правления персидского царя Дария I (521–486 гг. до н.э.), т.е. 520 г. до н.э. Приведённые в тексте книги даты пророческих речей согласуются с общепринятым календарём следующим образом: первый день шестого месяца (первая речь, Агг. 1:1) – 29 августа 520 г.; двадцать четвёртый день шестого месяца (вторая речь, Агг. 1:15) – 21 сентября 520 г.; двадцать первый день седьмого месяца (третья речь, Агг. 2:1) – 17 октября 520 г.; двадцать четвёртый день девятого месяца (четвёртая речь, Агг. 2:20) – 18 декабря 520 г. О личности пророка достоверных сведений не сохранилось. Согласно жизнеописанию пророков, как полагают исследователи, восходящему к более раннему еврейскому источнику и дошедшему до нас в разных рецензиях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, Аггей родился в Вавилоне в священнической семье и юношей прибыл вместе с Зоровавелем в Иерусалим. Здесь он был очевидцем восстановления храма, а после смерти с почестями похоронен на месте упокоения священников. Историческая ситуация, в которой происходила проповедь Аггея, описана в 1 Езд. 1:1–4, 5; 6:3–5. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир позволил евреям возвратиться в Иудею и восстановить иерусалимский храм. Возглавил работы правитель Иудеи Шешбацар (1 Езд. 5:14–16). Однако восстановление вскоре прекратилось из-за происков самарян (1 Езд. 4:1–24). Из-за бедности иудеи потеряли интерес к строительству храма и больше заботились об устройстве собственных жилищ (Агг. 1:4, 9). Книга пророка Аггея состоит из четырёх пророческих речей, каждая из которых имеет точную датировку. В первой речи (1:1–11) Господь через Аггея обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божьем. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит Аггей, обращаясь к ним, «небо заключилось и не даёт вам росы, и земля не даёт своих произведений» (1:10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвященника Иисуса и весь остаток народа на восстановление храма (1:12–15). Во второй речи (2:1–9) Аггей от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2:5). Слава второго храма превзойдёт славу прежнего, ибо «придёт Желаемый всеми народами» (2:7).

 



 
PR-CY.ru