АСА

АСА – третий царь Иудеи (около 911 – 870 гг. до н.э.), сын Авии и правнук Соломона. Повествование о царствовании Асы изложено кратко в третьей Книге Царств (15:9–24) и более подробно во второй Книге Паралипоменон (14–16). Аса также упомянут несколько раз в третьей Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии (41:9) и в родословии Христа (Мф. 1:7–8). Начало царствования Асы ознаменовалось борьбой с языческими культами. Особое рвение Аса проявил после речи пророка Азарии, который призывал царя и народ во всех своих делах полагаться на Господа (2 Пар. 15:1–7). Аса «поверг мерзости языческие и всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень» при храме (2 Пар. 15:8). На 15-м году своего царствования Аса собрал народ не только из Иудеи, но и жителей Израиля в Иерусалиме (2 Пар. 15:9) и обновил завет с Богом (ср.: Нав. 24:25; 2 Пар. 34:29–36), совершив торжественное жертвоприношение в иерусалимском храме. Народ поклялся в исполнении закона (2 Пар. 15:10–15). Аса лишил свою мать царского звания за то, что она сделала изображение Астарты (2 Пар. 15:16; 3 Цар. 15:13). Служения на высотах были запрещены ещё в самом начале царствования Асы (2 Пар. 14:5), однако полностью этот культ искоренён не был (3 Цар. 15:14; 2 Пар. 15:17). Первые десять лет правления Аса использовал для укрепления городов и создания армии (2 Пар. 14:8), которая состояла из «вооружённых щитом и копьями» представителей колена Иуды и Вениамина (2 Пар. 14:8). Полагаясь на Божью помощь, Аса смог одержать победу у города Мареша над многочисленной армией некоего «Зарая эфиоплянина», личность которого по-разному интерпретируют исследователи. Многие жители Израиля захотели стать подданными Асы, «когда увидели, что Господь его с ним» (2 Пар. 15:9). Это привело к конфликту с израильским царём Ваасой (2 Цар. 15:16–22; 2 Пар. 16:1–6), который вошёл в пределы Иудеи и стал укреплять город Раму, чтобы контролировать дороги на Иерусалим и воспрепятствовать переселению народа из своего царства в Иудею (3 Цар. 15:17). Аса призвал на помощь царя Дамаска Венадада I, отправив ему дары из своей казны и храмовых сокровищ. Венадад вторгся в северные пределы Израиля и стал опустошать землю колена Неффалима, заставив Ваасу покинуть Раму. Аса использовал оставленные противником строительные материалы для укрепления приграничных городов Массифы и Гивы. Пророк Азария, обличавший Асу за то, что он больше надеялся на помощь царя Дамаска, нежели Господа, был по приказу царя посажен в темницу (2 Пар. 16:7–10). На 39-м году царствования Аса тяжело заболел. Обращение к врачам не принесло результата. Царь скончался и был похоронен с почестями в Иерусалиме в специально построенной гробнице (2 Пар. 16:12–14; 3 Цар. 15:24). В Священном Писании отмечается благочестие Асы, чьё «сердце было предано Господу» (3 Цар. 15:14), и в то же время прямо указывается на его прегрешения: заточение пророка, притеснение народа в последние годы и упование в излечении болезни не на Бога, а на врачей (2 Пар. 16:10–12). Подобный образ царя отражён и в христианской традиции. В талмудической традиции основное внимание уделяется причинам болезни Асы. Современная библейская критика отдаёт предпочтение сведениям, изложенным в третьей Книге Царств как более объективным. Повествование Книги Паралипоменон, в котором успехи и неудачи Асы ставятся в прямую зависимость от его благочестия, у некоторых исследователей вызывает скептическую оценку.

 
PR-CY.ru