Словарь по иудаизму A АМВРИЙ

АМВРИЙ

АМВРИЙ – шестой израильский царь (3 Цар. 16:16–28), основатель названной его именем династии, просуществовавшей 33 года. Значение имени Амврий и его происхождение остаются предметами дискуссий. Чаще его имя исследователи связывали с арабским глаголом «долго жить», иногда с ассирийским корнем, которому в арабском соответствует прилагательное «простоватый», «неопытный». Предлагается также ханаанское и финикийское происхождение имени Амврий. Исследователи полагают, что полная форма его имени содержала теофорный элемент. Cогласно 3 Цар. 16:23, Амврий царствовал над Израилем 12 лет, сроки его правления соотносятся с царствованием иудейского царя Асы. Однако, по 3 Цар. 16:29, время правления Амврия составляет семь лет (правление большей длительности, видимо, включает также годы борьбы с Фамнием за престол). Нет согласия в попытках определить точные даты правления Амврия и в библейской науке: 882/878 – 871 гг. до н.э. Когда израильтяне, осаждавшие филистимский город Гавафон, узнали о заговоре Замврия, убившего в столице Израиля Фирце царя Илу, то провозгласили царём военачальника Амврия. После этого Амврий вместе с преданными ему войсками осадил Фирцу. Осознав невозможность дальнейшего сопротивления, Замврий покончил жизнь самоубийством, продержавшись на троне всего семь дней. Наряду с Амврием частью израильтян на престол был выдвинут другой претендент – Фамний. Это противостояние разрешилось спустя четыре года в пользу Амврия. На шестом году своего царствования Амврий купил «гору Симерон» в 10 км северо-западнее Сихема, где основал новую столицу Израиля – крепость Самарию. Выбор этого места, находившегося на пересечении основных торговых путей и не принадлежащего ни одному из колен Израиля, был удачен в стратегическом плане. Самария оставалась непобедимой столицей Израиля в течение долгих лет, пока не была захвачена ассирийцами в 722 г. до н.э. Важнейшим внешнеполитическим шагом Амврия было установление дружеских отношений с Финикией, которые были закреплены женитьбой его сына Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала. Братоубийственная война с Иудеей, продолжавшаяся при предшественниках Амврия, сменилась годами мирного сосуществования. Внебиблейские источники подтверждают могущество и военные успехи Амврия. Его имя встречается в надписи моавитского царя Меши (IX в. до н.э.), согласно которой Амврий расширил свои владения за счёт отнятой у Моава территории. Амврий захватил землю Медева и сделал Моав данником Израиля. В ассирийских надписях IX–VIII вв. до н.э. Израиль упоминается как «дом Хумри (Aмврия)», при этом израильский царь Ииуй, уничтоживший в 845 г. до н.э. последних представителей династии Амврия, называется «сыном Хумри (Aмврия)». Несмотря на успехи в укреплении Израиля, Священное Писание резко отрицательно характеризует деятельность Амврия, способствовавшего распространению идолопоклонства в Израиле: «И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним» (3 Цар. 16:25). Так же оценивается и деятельность его сына Ахава (3 Цар. 16:33). В более поздней пророческой литературе имена Амврия и Ахава олицетворяют собой нечестивые обычаи (Мих. 6:16).

 
PR-CY.ru