Словарь по иудаизму A АХАВ

АХАВ

АХАВ – царь Израиля (около 874 – 853 гг. до н.э.), сын и наследник Амврия, один из образов богоотступничества в Ветхом Завете (3 Цар. 16:30). Наделённый многими достоинствами (мужеством – 3 Цар. 22:35, великодушием – 3 Цар. 20:31–34, готовностью отстаивать права своего народа – 3 Цар. 20:7–8), Ахав следовал религиозной политике своего отца (на что указывает значение его имени – брат отца). Как полагают исследователи, он принадлежал к тем израильтянам, которые поклонялись Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей. Несмотря на наличие описаний эпического характера, рисующих его с положительной стороны (например, 3 Цар. 20:3–11), Ахав подвергается строгому осуждению в Священном Писании за идолопоклонство. Даже такой превосходный по ближневосточным меркам правитель, как Ахав, остаётся отрицательной фигурой с точки зрения библейского откровения. Ахав находился под сильным влиянием Иезавели, дочери Тирского и Сидонского царя Итобаала (библейского Ефваала), взятой им в жёны ради союза с Финикией, и стремился обеспечить себе и своему царству покровительство языческих богов (3 Цар. 18:18). Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал финикийский Ваал. Ему Ахав построил храм в Самарии, что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей (3 Цар. 16:32–33), вызвав резкое недовольство Божьих пророков. Конфликт достиг своего апогея в год засухи, предсказанной пророком Илиёй (3 Цар. 17–19) и известной по финикийским летописям. В центре рассказа об Ахаве лежит его противостояние Божьим пророкам, прежде всего, Илии, и преступное присвоение наследственного надела израильтянина Навуфея, безвинно казнённого по ложному обвинению в богохульстве и государственной измене для того, чтобы Ахав мог завладеть его землёй (3 Цар. 21). Непосредственную ответственность за злодеяния, творимые именем Ахава, несёт Иезавель. Узнав о происшедшем, Ахав был весьма огорчён и смирился перед Божьим пророком (3 Цар. 18:16–20; 21:16, 27), но не нашёл в себе сил не только покарать Иезавель, но и отказаться от доставшегося ему преступным путём виноградника Навуфея (3 Цар. 15:20). Даже устрашённый пророком Илиёй, он не отступил от идолопоклонства. Важным направлением деятельности Ахава было укрепление военной мощи страны. После тяжёлых поражений, понесённых Израилем от арамеев Дамаска, он занимался фортификационными работами, строительством Самарии, укреплением Мегиддо и Асора, восстановлением Иерихона. Во внешней политике Израиль достиг при Ахаве значительного могущества, опираясь, в частности, на прочный союз с Иудеей, чей царь Иосафат подчинился Ахаву.

 



 
PR-CY.ru