Словарь по иудаизму A АДОНАЙ

АДОНАЙ

АДОНАЙ – (евр. букв. «Господь мой») – одно из обращений ко Всевышнему в иудаизме. Произносится вслух только в молитве. Имеются и другие наименования Бога, в частности, Гашем (евр. «имя» с определенным артиклем), Маком (евр. «место»), Шаддай (Всемогущий), Цур (Скала, Твердыня). Из опасения прогневить Бога, евреям было запрещено произносить его имя, поэтому используются различные эпитеты: Эль – «бог», Рахман – «милостивый», Эйн-Соф – «бесконечный», Адонай – «господин мой» (или «Господь мой») и т.д. Чаще всего используется слово «Шем», что означает «Имя». Отсюда и одно из самоназваний – «шемиотим», т.е. «люди Имени», которое позже в греческой транскрипции стало произноситься как «семитес», или «семиты». Наиболее известное обозначение еврейского Бога – «Яхве» (или «Иегова»). С культом божества ЙХВХ (YHWH) во время скитания по Синайской пустыне познакомился еще Моисей. Однако эта аббревиатура обозначает несколько имен Бога по заглавным буквам. Его прочтение как «Яхве» (или «Иегова») принципиально невозможно. Наиболее распространенное название Яхве, встречающееся в Библии, – «Сущий», т.е. без указания каких-либо свойств или качеств Бога. Авраам называет его Всесильным, Моисей – Всесильным Богом. Древние евреи верили во многих богов, причем каждая местность, поселение и даже ремесло имели собственное божество. Во главе всех богов стоял Эль («Всемогущий»), мн. ч. – Элохим, которое встречается в начале библейской книги «Бытие». Это – владыка времени и олицетворение плодоносящего начала. Однако этот культ не был единым. Каждый ханаанский город имел «собственного» Эля. Его символом считался священный бык как воплощение мощи и плодовитости.

 
PR-CY.ru