Словарь по иудаизму A АДАМ

АДАМ

АДАМ (от евр. «Adamah» – земля) – имя венца божественного творения, первого человека во всех трех так называемых авраамических религиях (т.е. восходящих к Аврааму): иудаизме, христианстве и исламе. Отсюда выражение «адамовы веки (времена)» –  об очень давних временах, очень древней старине. Из ветхозаветного сюжета о сотворении из глины первого человека, в которого Бог вдохнул дыхание жизни, выражение «вдохнуть жизнь» имеет иносказательный смысл, означающий сделать кого-либо или что-либо жизнеспособным. Кроме того, выражение «ветхий человек» (Адам) имеет иронический оттенок, означающий человека старых, отживших взглядов и привычек. Бытует также выражение «в костюме Адама», что означает «нагишом, без всякой одежды». По аналогии – «в костюме Евы». В Танахе (Ветхом Завете) слово «Адам» используется не только как имя собственное – праотца всех людей, но и как собирательное – для обозначения людского рода в целом, каждого конкретного человека в отдельности и, несколько позже, – любого мужчины (на тюркских и арабском языках). Дословно это означает «просто человек», поэтому в библейских текстах не всегда понятно, говорится ли о человеке вообще или о первом человеке. В Библии можно найти два рассказа о создании человека. Согласно первому, это пара прародителей, мужчина и женщина; они были созданы по образу и подобию Божьему после шести дней, в которые был создан весь мир. Во втором рассказе Бог вылепил человека из земного праха, вдохнул жизнь через его ноздри и поставил охранять Эдемский сад. Поэтому Адам двусоставен: его плоть взята от почвы, а душа – от дыхания Божьего. В иудейской традиции отражена эта двойственная сущность человека: наполовину прах, наполовину божество, и человек всю жизнь пытается понять, какая сторона должна главенствовать. Бог создал душу и тело, поскольку по отдельности они не в состоянии выполнить то, что Господь предназначил для человека. В идеале, душа и тело должны осознать, что сотрудничество гораздо продуктивнее конфликта. Поэтому закон иудаизма требует заботиться о них и относиться к ним с равным почтением. Согласно Библии, Бог сотворил Адаму жену, впоследствии названную Евой. Соблазненная змеем, она уговорила Адама съесть яблоко с древа познания добра и зла, что нарушило гармонию рая и расценивалось как грехопадение Адама и Евы. Это исказило также изначальный божественный замысел, гармонию телесного и душевного, всю человеческую природу.

 



 
PR-CY.ru