Словарь по иудаизму A ААРОН

ААРОН

ААРОН – согласно Библии, старший брат Моисея, ведущий свою родословную из колена (племени) Леви. В образе Аарона и его роли в судьбе еврейского народа есть много неясностей. В Библии он – второстепенный персонаж, во всем подчиненный младшему брату – Моисею. Так, в библейской книге «Исход» говорится, что Бог поручил Аарону стать «устами» Моисея, поскольку тот был «косноязычным». Какое косноязычие при этом имеется в виду, не уточняется. Возможно, он был косноязычным, потому что был «выкормышем» египтян, поскольку был усыновлен дочерью фараона и родного языка не знал. Следовательно, согласно египетским традициям, он должен был быть жрецом египетской веры, возможно, поэтому его речь была слишком сложной для понимания простыми людьми. Может быть, Моисей вообще не принадлежал к семени Аврамову, а потому был чужим для еврейского народа, а Аарон – своим. Моисей был призван Господом только с одной целью: вывести евреев из египетского плена, но при этом он всегда оставался для них «чужаком». В любом случае, Моисей разговаривал с народом Израиля через Аарона, который вместе с Моисеем руководил Исходом из Египта. Во время второго восхождения на гору Синай Моисей наделил Аарона правом судить народ по причине своего отсутствия. В Библии говорится, что Господь заботился о доле Аарона и его потомстве даже больше, чем о судьбе Моисея: «Скажи Аарону и сынам его», «приведи колено Левиново и поставь его пред Аароном священником, чтобы они служили ему» и т.д. И практически ничего не говорится о потомстве Моисея, хотя и у него тоже были дети – и от Сепфоры, и от эфиопки, которую он взял в жены ко всеобщему возмущению народа. Получается, что роль Аарона и его потомков в судьбе еврейского народа была гораздо значительней, чем роль Моисея, хотя именно Моисея почитают иудеи больше всего за дарованную Тору, т.е. Закон. Само появление Аарона в роли брата Моисея накануне исхода евреев из Египта является несколько неожиданным, потому что о нем и об их родственных отношениях с Моисеем до этого не упоминается. Более того, у него и у Моисея появляется сестра Мириам, которая также претендует на главенствующую роль в событиях, описанных в Библии. При этом Аарон является не только своего рода «пресс-секретарем» при Моисее, но и зачастую его оппонентом. Во время странствий по пустыне между Моисеем, Мириам и Аароном была постоянная борьба за власть. Мириам настаивала на своем праве говорить с Богом напрямую, полагая себя ничем не хуже «этого чужака». На том же настаивал и Аарон. В результате Бог устроил показательную расправу в шатре, призвав туда Аарона, Моисея и Мириам, недвусмысленно утвердив первенство Моисея. Мириам Бог поразил проказой, и просить об исцелении пришлось опять же Моисею. Но характерно, что Аарона никакая кара не постигла. А в последующем Бог повелел Моисею посвятить Аарона и его потомков в священники. Именно они стали привилегированным жреческим сословием, получавшим свою долю от жертвоприношений. Среди них были просто священники – левиты, т.е. потомки всего племени (колена) Леви, и коэны, т.е. прямые потомки Аарона. Именно из них происходили первосвященники Иерусалимского храма, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть в Израиле. В Агаде Аарон прославляется за свое миролюбие, что отличает его от непреклонного Моисея. Есть немало сходного с иудаизмом и в религии ислама. Многие библейские события и персонажи нашли отражение в священной книге мусульман – Коране. Аарону там соответствует Харун – брат Мусы (библейского Моисея), назначенного Аллахом по его просьбе помощником Мусы. Согласно Корану, из потомства Харуна происходит Марйам, мать пророка Исы (Иисуса). См. также Моисей.

 
PR-CY.ru