Словарь по иудаизму A АРАМЕИ - Страница 4

АРАМЕИ - Страница 4

О религии арамеев кочевого периода, т.е. до их появления в Сирии и Месопотамии в XI–X вв. до н.э., исследователям практически ничего не известно. Как только арамейские племена становились осёдлыми, они усваивали пантеон тех областей, где селились: месопотамский, ханаанейский, финикийский, хеттский или хурритский, т.е. отождествляли чужих богов со своими (обычное явление в древнем мире). Арамейская религия осёдлого периода известна исследователям по древним царским надписям (самые древние – конца IX или начала VIII в. до н.э.), которые содержат описание пантеона богов и призывы к ним, а также по данным ономастики. Большая часть арамейских имён собственных – теофорные, их анализ показывает, какие божества почитались в арамейских царствах. Об арамейской религии в эллинистическое и римское время сообщают античные авторы (Лукиан «О Сирийской богине» и др.), т.к. в эту эпоху культы некоторых арамейских божеств (в характерном для позднеантичной эпохи синкретическом виде) распространились по всему греко-римскому миру. Верховным божеством арамейской религии был бог грозы Хадад, который также назывался Риммо́й или Рамман (ассир. – громовержец); в 4 Цар. 5:18 упоминается святилище «дом Риммона» в Дамаске. Постоянный атрибут Хадада – бык (есть изображения, где он стоит на быке или сидит в окружении двух быков), что говорит о наличии параллелей с ханаанейским небесным Баалом; может называться Баал-Шамаин (Шамем) и хурритским божеством Тешуб. Иногда с Хададом отождествлялся бог грозы Вер, в позднее время – Зевс (Юпитер). Самое известное святилище Хадада находилось в Иераполе (современный Манбидж, верхнее течение Евфрата). В арамейской религии засвидетельствованы типичные для древневосточных религий триады (верховный бог-отец – богиня-мать – младшее божество-сын), где верховным богом чаще всего является Хадад. Так, в Баальбеке (у истока реки Оронт) верховным богом был Баал-Хадад, отождествлявшийся с богом Солнца. Его супругой была Атаргатис, богиня охоты, битвы, морской стихии и плодородия; её имя составлено из имён богинь Атар (Иштар) и Атта (Анат), чьи функции Атаргатис объединяла. Её священными животными были лев и голубка. Позднее на территории Римской империи она почиталась также под именами Деркето, «Сирийская богиня» (или Иасура). Около II в. до н.э. Баальбек был переименован в Гелиополь (Город Солнца), и Баал-Хадад стал со временем почитаться во всей Римской империи как «Юпитер Гелиопольский», а триада приобрела вид Юпитер-Венера-Меркурий.

 



 
PR-CY.ru