Словарь по иудаизму A АМ-ХА-АРЕЦ

АМ-ХА-АРЕЦ

АМ-ХА-АРЕЦ («народ земли») – в Священном Писании в большинстве случаев обозначает население той или иной страны – Египта (Быт. 42:6), Ханаана (Числ. 14:9), Иудеи (4 Цар. 15:5, 16:15, 23:35 и др.). Однако в некоторых случаях исследователи предполагают, что этим термином в определённом контексте (Быт. 23:7, 12, 13; 4 Цар. 11:14, 18, 20; 21:24; 23:30; 25:19) называется какая-либо социальная группа населения. По мнению Мейера Зульцбергера, ам-ха-арец представлял собой некий орган управления и законодательства в период существования монархии, подобный совету старейшин, распущенному после смерти Иисуса Навина, или синедриону. Эрнст Вюртвайн считает, что речь идёт о привилегированной группе граждан, аристократической верхушке общества, обладающей в стране экономической и военной силой и способной принимать политические решения. Например, ам-ха-арец возводит на трон иудейских царей: Иоаса (4 Цар. 11:17–20), Иосию (4 Цар. 21:24). По Йоэлю Песаховичу Вейнбергу, ам-ха-арец – это «основная масса производителей материальных благ, преимущественно средние и мелкие земледельцы, владевшие наделами земли в рамках родовой собственности, являвшиеся полноправными гражданами, активно участвовавшие в политической жизни и составлявшие ядро гражданского ополчения». Таким образом, эти исследователи понимают под ам-ха-арец не население страны в целом, а его часть, обладающую теми или иными правами и полномочиями. В текстах Ветхого Завета, относящихся к послепленному периоду, прежде всего, в Книгах Ездры и Неемии, ам-ха-арец обозначает то население Палестины, с которым пришлось столкнуться вернувшимся из изгнания израильтянам. Очевидно, это население либо вообще не соблюдало Закон Моисея, либо соблюдало его не так, как те, кто вернулся из вавилонского плена. Например, членам формирующейся иудейской гражданско-храмовой общины запрещалось вступать в брак с представителями ам-ха-арец. Наметившееся уже в послепленных текстах Ветхого Завета определённо негативное значение словосочетание «ам-ха-арец» усиливается в постбиблейской раввинистической литературе. Первоначально этим выражением фарисеи обозначали всех тех, кто не принадлежал к их сообществу и от контактов с которыми они воздерживались по причине соблюдения ритуальной чистоты: «Одежда ам ха-арец оскверняет фарисеев». В дальнейшем противопоставление «фарисеи – ам-ха-арец» смещается в несколько иную плоскость: фарисеи, которые сами себя именовали «хахамим», т.е. мудрецами, знатоками Торы, начинают сближать выражение «ам-ха-арец» со словом «бур» – невежда, неуч, человек, не изучавший Писания (ср. утверждение рабби Гиллеля: «Невежда («бур») не боится греха, и народ земли (ам-ха-арец) неблагочестив»). Причём учёность ставилась выше происхождения: «Незаконнорожденный учёный имеет превосходство перед первосвященником ам-ха-арец». Наконец, выражение «ам-ха-арец» приобретает характер уничижительно-презрительной клички. «Народу земли» отказывают быть свидетелями, опекунами, попутчиками, их обвиняют во всех бедствиях Израиля и в ненависти к учёным фарисеям, а тот, «кто выдаёт свою дочь замуж за ам-ха-арец, как бы бросает её связанную к ногам льва».

 
PR-CY.ru