АХИМЕЛЕХ

АХИМЕЛЕХ – священник из Номвы во времена правления царя Саула, сын Ахитува (1 Цар. 21–22). Имя Ахимелех встречается в пунийской эпиграфике и остраконах из Самарии. Cкрываясь от Саула, Давид убежал в Номву и, сказав Ахимелеху, что выполняет тайное поручение царя, попросил у него хлеб и оружие. Ахимелех передал ему хлеб, предназначенный только для священников, и меч Голиафа, после чего Давид удалился. Узнав об этом через Доика Идумеянина, Саул вызвал Ахимелеха и обвинил его в предательстве. Не принимая оправданий Ахимелеха, царь приказал убить его вместе с остальными 85 священниками Номвы. Но люди царя не решились это сделать, и тогда поручение Саула исполнил Доик, который убил священников и разорил Номву (1 Цар. 22:16–19). Спастись удалось только сыну Ахимелеха, будущему первосвященнику Авиафару, который примкнул к Давиду (1 Цар. 22:20–23). При описании окружения царя Давида также упоминается первосвященник Ахимелех, сын Авиафара (2 Цар. 8:17; 1 Пар. 24:6, 31). Однако далее сообщается, что Авиафар оставался первосвященником одновременно с Садоком на протяжении всего правления Давида (2 Цар. 20:25; 3 Цар. 1:7; 2:35). По мнению исследователей, в этих стихах по вине переписчика произошла перестановка имён Ахимелех и Авиафар, что подкрепляется свидетельством из Пешитты, где Авиафар правильно назван сыном Ахимелеха (2 Цар. 8:17). Исследователи предполагают, что разночтения в написании имени Ахимелеха в Ветхом Завете нашли отражение и в Евангелии от Марка (2:26), где история с предоставлением Давиду «хлебов предложения» связывается не с Ахимелехом, а с Авиафаром. При этом имя священника отсутствует как в параллельных местах Евангелий (Мф. 12:3–4; Лк. 6:3–4), так и в некоторых греческих рукописях V–VI вв. (Вашингтонский, Безы кодекс) и древнесирийской версии Нового Завета. Существуют также попытки объяснить это разночтение тем, что Ахимелех носил двойное имя, а также фактом присутствия Авиафара во время встречи царя Давида с Ахимелехом.

 
PR-CY.ru