Словарь по иудаизму A АШДОД

АШДОД

АШДОД – один из пяти главных филистимских городов (Нав. 13:3), расположенный в 4,5 км от Средиземного моря, в 30 км севернее Газы. Находился в пределах колена Иуды (Нав. 15:47), однако никогда не принадлежал ему. Был одним из центров почитания филистимского божества Дагона, в храм которого и был внесён захваченный филистимлянами ковчег Завета, после чего идол пал на землю и разбился (1 Цар. 5:2–5). Город разрушался израильтянами во времена царя Озии (2 Пар. 26:6) и ассирийцами (Ис. 20:1). Согласно хронике царя Саргона II, Ашдод был захвачен ассирийской армией в 711 г. до н.э. В Маккавейский период Ашдод упоминается в рассказе об отступлении армии Горгия, разбитой Иудой Маккавеем (1 Макк. 4:12–22). Ионафан Маккавей в 147 г. до н.э. сжёг Ашдод вместе с храмом Дагона (1 Макк. 10:83–84). Вновь Ашдод упоминается в связи с поражением сирийского военачальника Кендевея (1 Макк. 16:8–10). Александр Яннай овладел Ашдодом в начале своего царствования. В 63 г. до н.э. Помпей Великий отвоевал его у иудеев, но Габиний (правитель Сирии, 57–55 гг. до н.э.) возвратил Ашдод в царствование Гиркана II. Во время иудейского восстания город был взят армией Веспасиана, который разместил в нём свой гарнизон. В «Деяниях святых апостолов» Ашдод упоминается как место проповеди апостола Филиппа. Местом расположения древнего Ашдода считают городище Телль-Ашдод, примерно в 10 км южнее современного Ашдода и в 15 км северо-западнее Аскалона. Памятник делится на верхний город (около 15 м над долиной, 50 м над уровнем моря) и нижнюю, равнинную часть. Раскопки 1962–1963 гг. показали, что город обладает сложной стратиграфией. До 19 слоёв обживания отложились здесь в период от момента перехода к эпохе поздней бронзы вплоть до византийского времени. Эпоха раннего и среднего бронзового века выражена слабо. Древнейшее укреплённое поселение в Ашдоде – город ханаанской эпохи, построенный около 1600 г. до н.э. (возможно, египтянами как военно-торговый центр их владений в Палестине в период после изгнания гиксосов). Ряд фаз этой эпохи датированы по керамике, произведённой в Греции и на островах Средиземного моря. Это согласуется с древнейшим упоминанием об Ашдоде в клинописном тексте из Угарита (XIV в. до н.э.), где говорится о вывозе из него тканей, в том числе окрашенных пурпуром. Ханаанский период завершается разрушением города (вторая половина XIII в. до н.э.). В XII в. до н.э. здесь появились филистимляне, о чём свидетельствует напоминающее крепость сооружение, где обнаружена характерная для XII–XI вв. до н.э. декоративная керамика. Наибольшего развития поселение достигло в X–VIII вв. до н.э., в эпоху Иудейского государства. Число жителей выросло стремительно, так что освоенными оказались не только верхний город, но и склоны холма и даже часть равнины. Общая площадь увеличилась примерно в четыре раза, достигнув около 30 кв. км и превратив Ашдод в самый большой город в Палестине железного века. Завоевание города ассирийцами подтверждается находкой – фрагментами трёх лапидарных клинописных надписей, связавших захват города непосредственно со вторжением Саргона II (712–711 гг. до н.э.). В VII в. до н.э. город восстановили, но он был уже гораздо меньше и претерпел новые разрушения, возможно, от вавилонского царя Навуходоносора II. В эпоху персидского господства вновь отстроенный город стал столицей одной из провинций, что подтверждают находки, среди которых остракон – фрагмент сосуда, надписанный по-арамейски в V в. до н.э. В античную эпоху город всё ещё процветал: отрыты руины общественных зданий, найдены керамика, монеты, светильники и т.п. Позднеримская и византийская эпохи были временем упадка города, превратившегося в большой сельскохозяйственный посёлок. Ашдод заслонил портовый пригород на побережье (Azotus Paralius), на холме до 1948 г. оставалась только арабская деревушка Издуд.

 
PR-CY.ru