АЛАЛАХ - Страница 2

Последняя попытка обживания холма была сделана в конце XIII – начале XII вв. до н.э. К XIII в. сейчас исследователи относят известную статую правителя Идрими, сделанную из белого камня, с нанесённой на ней «автобиографией» в 104 строки (Ч.Л. Вулли датировал её эпохой жизни правителя – около 1500 г. до н.э.). «Цепочки» последовательно сменявших друг друга храмов, дворцов, крепостных стен и ворот свидетельствуют о богатстве города. Во дворцы вели каменные лестницы и колоннады. Из объектов религиозного искусства исследователи считают важными многочисленные остатки скульптуры, памятники прикладного искусства (в том числе из стекла и фаянса) и особенно глиптика: на седьмом уровне она демонстрирует воздействие египетского, вавилонского, малоазийского, эгейского искусства, на четвёртом – господство стиля митанни, а позднее соотносима с хеттской иконографией. В Алалахе хранились также древнейшие печати, восходящие к концу IV – началу III тыс. до н.э., когда самого поселения ещё не существовало. Несмотря на изученность нескольких храмов и примитивных в художественном отношении скульптур мужских и женских божеств, религиозные представления жителей Алалаха исследователи восстанавливают с трудом. Упоминание имён хеттских, хурритских и вавилонских богов позволяет исследователям думать, что религия Алалаха была синкретична и походила на религию хеттов. Алалах даёт интересную для исследования Библии информацию тем, что освещает сиро-палестинский контекст, в котором позже происходили события, зафиксированные в Библии. Стратиграфия Алалаха и тексты, синхронные слоям и текстам сиро-палестинского региона и Ближнего Востока в целом, имели решающее значение для пересмотра хронологии II тыс. до н.э. Тексты седьмого уровня позволили исследователям изучить политическую структуру царства Ямхуда – крупнейшего западносемитского государства эпохи средней бронзы (особый интерес для исследователей представил договор о подчинении между царём Ямхуда Аббамуной и его братом Яримлимом Алалахским). Тексты четвёртого уровня показали яркую картину жизни небольшого государства позднебронзового века – времени гегемонии Митанни. Они свидетельствуют об обществе, законодательно разделённом на несколько классов: от высшего – марианну, до низшего – хубсуу (ср. евр. хофши – свободный человек), и дают представление об их обязанностях и привилегиях. Исследователи отмечают, что хотя ни один из текстов Алалаха не написан по-хурритски, они содержат так много имён и слов этого языка, что существенно повлияли на его изучение. «Автобиография» Идрими даёт ранний и во многих отношениях уникальный пример развития повествовательной литературы в сиро-палестинском регионе, составляющий важную аналогию к рассказам о жизни Иосифа и царя Давида. Наконец, история строительства дворцов и храмов Алалаха образует самостоятельную главу в развитии древней архитектуры сиро-палестинского ареала, в том числе архитектуры Израиля и Иудеи.



 
PR-CY.ru