АККАДСКИЙ ЯЗЫК - Страница 4

Археологические раскопки в Месопотамии, начатые в 1820 гг., ввели в научный обиход десятки тысяч клинописных документов, значительную часть которых составляют тексты на аккадском языке. Их изучение очень изменило представления о мире Ветхого Завета и об истории Древнего Ближнего Востока. Сообщение о находке Джорджем Смитом в 1872 г. отрывка из «Эпоса о Гильгамеше» с повествованием о потопе стало настоящей сенсацией. До начала XX в. изучение аккадского языка считалось, как правило, лишь вспомогательной отраслью библеистики. В XX в., особенно после открытий в Рас-Шамре (см. Угарит) и Кумране, ассириология стала занимать более скромное, хотя и достаточно значительное место среди вспомогательных историко-филологических дисциплин в изучении Ветхого Завета. Это совпало с выделением её как самостоятельной области знания. Первые шаги в изучении аккадского языка в России в конце XIX в. связаны с именами Владимира Семёновича Голенищева, автора первого в России аккадского словаря и списка клинописных знаков (1888 г.), Михаила Васильевича Никольского, Бориса Александровича Тураева и Павла Константиновича Коковцова, начавшего преподавание аккадского языка в Санкт-Петербургском университете. Переводами с аккадского языка и изучением его занимались Владимир Казимирович Шилейко, Александр Павлович Рифтин, Игорь Михайлович Дьяконов и др. В конце 1990 гг. преподавание аккадского языка и ассириологии ведётся в Санкт-Петербургском университете (восточный факультет) и в Российском государственном гуманитарном университете (историко-филологический факультет) в Москве. Дешифровка клинописных текстов и открытие аккадского языка позволили исследователям выяснить и уточнить значения многих слов и фразеологизмов древнееврейского языка (см. Еврейский язык), представляющих собой заимствования из аккадского языка. Некоторые исторические события, описываемые в Ветхом Завете и в надписях вавилонских и асcирийских царей, нашли взаимное подтверждение, была уточнена их атрибуция. Важнейшими источниками по истории Ханаана и Древнего Израиля в III–II тыс. до н.э. являются аккадские документы из Алалаха, Эблы, Угарита, нововавилонские хроники VII–VI вв. до н.э. и др. Литература на аккадском языке дала богатый сравнительный материал для анализа библейских повествований о творении (поэма Энума Элиш), о потопе (Эпос о Гильгамеше, Сказание об Атрахасисе), повествований о ветхозаветных патриархах (документы из Нузи), законов Пятикнижия (законы Эшнунны, Хаммурапи, среднеассирийские законы), ветхозаветных пророчествах (с привлечением находок из Мари).



 
PR-CY.ru