АККАДСКИЙ ЯЗЫК - Страница 2

Аккадский язык делится на диалекты: староаккадский (III тыс. до н.э.), старовавилонский и староассирийский (начало II тыс. до н.э.), средневавилонский и среднеассирийский (середина – конец II тыс. до н.э.), нововавилонский (X–V вв. до н.э.), новоассирийский (X–VII вв. до н.э.) и поздневавилонский (IV в. до н.э. – I в. н.э.). Самые ранние свидетельства об аккадском языке представляют собой отдельные имена собственные в шумерских текстах периода Фара (около 2600 г. до н.э.). Тексты, полностью написанные на аккадском – с периода правления Саргона Древнего и его династии (около 2350 – 2150 до н.э.), – это, в основном, посвятительные надписи, исторические хроники, письма, хозяйственные, правовые и административные документы. Система письма ещё не достигла степени точности, свойственной более поздним периодам развития аккадского языка: ещё не существует специального знака для гортанного взрыва, не отображается удвоение согласных и сверхдолгие гласные. В государстве Саргона, объединившего под своей властью всё Двуречье, аккадский язык впервые употребляется наряду с шумерским как официальный письменный язык. В царстве Шумера и Аккада (третья династия Ура, XXI в. до н.э.) официальным языком вновь становится шумерский, но аккадский язык всё больше распространяется за пределами царских канцелярий и к XVI в. до н.э. полностью вытесняет шумерский. С начала II тыс. до н.э. намечается разделение аккадского языка на два основных диалекта – вавилонский (в Южном Двуречье) и ассирийский (в среднем течении Тигра и на востоке Малой Азии), – связанное с появлением новых центров государственности – Вавилона и Ашшура. В канцеляриях вавилонского правителя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) сформировался новый, более точный стиль письма. Деятельность разветвлённого бюрократического аппарата, а также судебная реформа, проведённая Хаммурапи, привели к появлению множества хозяйственных и юридических документов, в том числе законов Хаммурапи – крупнейшего памятника права Древней Месопотамии. На старовавилонском диалекте создаётся обширная литература: эпос, гимны, молитвы. Язык этих произведений, называемый также гимно-эпическим диалектом (на нём написаны пролог и эпилог законов Хаммурапи), на долгое время стал литературным языком как в Вавилонии, так и в Ассирии. Большинство староассирийских текстов представляют собой письма и деловые документы, за исключением одного заклинания и нескольких царских надписей. Примерно со второй половины II тыс. до н.э. в аккадском языке начинается падение корпуса Вавилонии.

 



 
PR-CY.ru