Словарь по иудаизму A АРАРАТ

АРАРАТ

АРАРАТ – в ранней традиции название территории, лежащей в среднем течении реки Аракс, позднее – вулканической горы Армянского нагорья, близ границы Турции с Арменией и Ираном, состоящей из слившихся потухших вулканов – Большого и Малого Араратов. Согласно ассирийским памятникам, территория на востоке Малой Азии вокруг озера Ван, как и государство, существовавшее здесь в IX–VI вв. до н.э., называлась Урарту. В Библии также речь идёт не о горе Арарат, а о горах в стране Арарат: Ноев ковчег пристал к «горам Араратским» (Быт. 8: 4); пророк Иеремия говорит об Араратских горах как о стране, называя её наряду с другими царствами – «Минийским и Аскеназским» (Иер. 51:27); сыновья ассирийского царя Синаххериба, убившие своего отца, скрываются в «землю Араратскую» (4 Цар. 19:37; Ис. 37:38). Точно так же ассирийские памятники, упоминающие Арарат, относят это название к стране, а не к горам. Название страны Арарат прилагалось к Армении Иосифом Флавием и более поздними христианскими авторами. В христианской, исламской, иудейской и других древних традициях о конкретном месте остановки ковчега долгое время не было единого мнения. Достаточно рано гора Арарат стала отождествляться с местом остановки ковчега (Иосиф Флавий ссылается на вавилонские источники III в. до н.э.). Среди возможных мест также назывались гора Джабаль-Джуди (Коран 11:44, по мнению исследователей, имелась в виду гора в гряде Аджа на Аравийском полуострове); район городов Апамея и Адиабена (по мнению исследователей, пик Пира-Магнум в гряде Загроса). Очень часто «место ковчега» видели в юго-восточной Турции, там, где Араратские горы спускаются к равнинам Месопотамии, в пойменной части долины реки Тигр, на вершине Джудидаг (Джабаль-Джуди) в горах Карду(н), или Гордиан (в арамейских и сирийских переводах Быт. 8:4 читается как «горы Карду»). Джудидаг признавали местом высадки Ноя и христиане-несториане, которые воздвигли здесь церковь и несколько монастырей (один, на самой вершине, был известен как монастырь Ковчега). Лишь начиная с XI–XII вв. н.э. армянской, а затем и другими традициями современная гора Арарат стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег. В XIX в. с целью обнаружения остатков Ноева ковчега на Арарат стали снаряжать экспедиции, ставить памятные кресты (два установил вблизи вершины дерптский профессор Фридрих фон Паррот в 1829 г., один – на западном склоне немецкий минералог Отто Вильгельм Герман фон Абих в 1845 г., ещё один, на вершине, полковник Иосиф Иванович Ходзько с отрядом русских солдат в 1850 г.) и другие знаки. В XX в. возникли общества (в основном, протестантской ориентации), специально занятые поисками ковчега («The Search Foundation, Amazing Truth»). Из их открытий исследователям наиболее известны: находка французского инженера-путешественника Фернана Наварра «остатков ковчега» (1955, 1969 гг.), которые вмёрзли в лёд выше линии снегов (куски дерева датированы по изотопному методу VII–VIII вв. н.э.; исследователи полагают, что это – остатки одного из скитов, строившихся тогда на горе Арарат византийскими монахами, в 1670 г. их видел голландский путешественник Ян Янсен Стрёйс), и заявление австралийцев Р. Уайатта и других о том, что окаменевшие остатки ковчега обнаружены к юго-востоку от Арарата, в тектонически изменивших положение породах. Критический анализ свидетельств «искателей ковчега» дан в работах Р.Л. Бейли (описания, фотографии, вплоть до материалов космической разведки).

 
PR-CY.ru