БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ

БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ, Мусульманское братство, Ассоциация братьев-мусульман (араб. – аль-Ихван аль-Муслимун) – члены исламской религиозно-политической организации, созданной в Египте в 1928 г. школьным учителем шейхом Хасаном аль-Банной, который в 1918–1928 гг. активно участвовал в деятельности суфийских братств (см. Суфизм). В начале 1920-х гг. он принимал участие в народном движении в Египте, а с основания Ассоциации братьев-мусульман до своей смерти был ее «верховным наставником». На формирование взглядов Хасана аль-Банны большое влияние оказали труды аль-Газали Абу Хамида, Абдо Мухаммада, аль-Афгани Джамаль ад-Дина и Рашида Риды. Не выходя за рамки суннитского ислама (см. Сунниты), Хасан аль-Банна развил идеи панисламизма, разработал концепции джихада (священной войны), исламского национализма, исламского государства. Его концепции оказали значительное влияние на многие современные мусульманские идеологические течения. Важное место в разработке идеологии «Братьев-мусульман» занимают также произведения ас-Сибаи (в его работах, в частности, были сформулированы основные принципы исламского социализма). Возникнув как религиозно-просветительская и благотворительная организация, Ассоциация братьев-мусульман превратилась впоследствии в широкую социально-политическую сеть, составившую основу исламского фундаментализма. Основатель организации видел ее задачу в защите ислама и мусульман от секуляризма (обмирщения) и атеизма, от морального разложения под развращающим влиянием современности. Для этого, по его мнению, была необходима полная реисламизация личной, общественной и государственной жизни, основанная на возврате к фундаментальным положениям ислама, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Это должно было позволить возвысить роль ислама и мусульманской общине (уммы) в мире. При этом в идеях Хасана аль-Банны содержался значительный антизападный пафос. Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рассматривался как главный враг исламского мира. Продолжая в некотором роде идеи аль-Афгани, он считал одной из главных целей политическое объединение исламского мира в единое целое (ал-ватан ал-ислами, букв. – исламская родина). Особую популярность «Братья-мусульмане» снискали благодаря последовательной и бескомпромиссной антисионистской позиции в палестинском вопросе. В результате движение было объявлено вне закона, а его основатель убит в 1949 г. С этого момента Ассоциация начинает действовать в подполье. «Братья-мусульмане» принимали активное участие в политических событиях в Египте: их боевики предприняли попытку физического устранения президента Насера. Репрессии властей последовали незамедлительно и продолжались вплоть до смерти лидера египетской революции. Был казнен и один из известнейших последователей аль-Банны, идеолог египетских «Братьев-мусульман» Саййид Кутб. В 1960-е гг. в их среде выделилось несколько направлений, приведших впоследствии к расколу движения и созданию независимых, более радикальных организаций. В связи со сменой политического курса президента Анвара ас-Садата (ориентация на Запад) произошло снижение степени радикализма «Братьев-мусульман» и превращению движения в мелкобуржуазное течение с преимущественно социальными задачами. Тем не менее, своей конечной целью «Братья-мусульмане» ставят создание в странах распространения ислама общества, построенного на принципах «исламской справедливости» при строгом соблюдении исламских норм жизни, сформулированных в Коране и шариате. А ряд концепций, разработанных идеологами Ассоциации, широко используется ныне деятелями Лиги исламского мира, некоторыми шиитскими авторами Ирана (см. Шииты), лидерами целого ряда мусульманских экстремистских организаций.

 
PR-CY.ru