БАБИТЫ, бабиды

БАБИТЫ, бабиды – последователи учения, созданного Али Мухаммедом Ширази (1819–1850 гг.), объявившим себя в 1844 г. Бабом («Врата мессии»), а затем махди (мессией), «открывающим» новую эпоху – эпоху справедливости и равенства на земле. Родился в купеческой религиозной семье, был с детства вовлечен в религиозное брожение, охватившее шиитское население Персии (см. Шииты), с модой на суфийский мистицизм (см. Суфизм), идеи исмаилитов, и особенно идеи шейхитов, которые ожидали скорого прихода мессии – имама Махди, о котором должен был возвестить «совершенный шиит». Именно этим «предтечей» мессии объявил себя Мирза Али Мухаммед. В своем главном труде «Байан» он открыто призывал заменить шариат, а свою книгу считал священной заменой Корана. Харизматичность личности нового пророка не вызывала сомнений (даже тюремщики Баба становились его почитателями). Его учение делало ставку на вооруженную борьбу, было направлено против произвола феодалов, высшего духовенства, против засилья иностранных держав и нашло себе много приверженцев в средних и низших слоях иранского общества. Резонанс проповеди был огромным: апокалиптические ожидания (ожидания конца света) резко усилились, и ситуация в персидской империи обострилась. Новое учение поддержали и социальные низы, и некоторые представители элиты. Шахские власти были намерены решительно подавить движение, которое получило название «бабизма» и стало истоком современного бахаизма. Баб был арестован, осужден шиитскими муджтахидами как еретик, помещен сначала в крепость Маку, а затем в замок Чехрик, где и оставался до самой смерти. Позднее был казнен (расстрелян). Власти распорядились похоронить его в канаве, однако через несколько лет бахаи перезахоронили его останки на горе Кармель в Палестине, и на его могиле было построено главное святилище бахаизма. Но именно заключение и казнь Баба привели к радикализации бабизма, который из энергичной религиозной реформы, ни в коей мере не допускавшей насилия, превратился в воинственное народное движение, ведущее вооруженную борьбу против правящего режима. По Ирану прошла волна вооруженных восстаний радикальных баббитов, которым светские и духовные власти объявили джихад как опаснейшей ереси. Развивая демократические идеи учения Баба, его последователи выдвигали лозунги равноправия, отмены существующих законов, ликвидации частной собственности. В какой-то мере бабизм как явление было сродни европейской религиозной Реформации. Восстания 1848–1852 гг. были потоплены в крови; многие баббиты покинули Иран, хотя тайные приверженцы учения Баба якобы существуют там и поныне. Более умеренное направление бабизма превратилось в новое движение – бахаизм (см. Бахаи вера), которое до сих пор считает Баба и баббитов своими прямыми предшественниками. В эмиграции, в Багдаде, в 1863 г. бабитская община распалась на две группы последователей двух ближайших учеников Баба – братьев Собх-с-Азала (эзелиты) и Али Беха-уллы. Первое течение не получило большого распространения, а второе превратилось в самостоятельное учение.

 
PR-CY.ru