ЗИКР

ЗИКР (араб. – «упоминание», «поминание») – ритуальное упоминание имени Аллаха с целью его прославления, совершаемое по особой формуле и особым образом, вслух или про себя, сопровождаемое определенными телодвижениями. Выражение многократно встречается в Коране и хадисах. Особую роль зикр играет в суфизме. Особенно начиная с ал-Халладжа, он представляется коррелятом мысли (фикр). Суфийские авторитеты IX–XII вв. считали его столпом, на котором зиждется весь мистический путь (тарикат), ибо практика постоянного поминания приближала мистика к Аллаху. В ту пору зикр – это сопутствующий метод воздействия на суфия с целью его подготовки к постижению божественной сущности. Начиная с XII в., в практике суфийских братств он превратился в важный ритуал; особое внимание уделялось способу его отправления. Большое значение имели поза, особые ритмические движения, техника дыхания. Главное внимание уделялось пению, музыке, танцу, смене ритма движений и частоты дыхания, позам тела, нескончаемым повторам формулы и т.п., чтобы вызывать у суфия состояние экстатического транса. В ряде братств для вхождения в транс разрешалось использовать кофе, алкоголь и наркотики. Чтобы не сбиться со счета определенного числа поминаний, с IX в. широко стали использоваться четки (тасбих). Способы отправления зикра в разных братствах настолько отличались, что вскоре он приобрел статус отличительного их признака. При этом особое значение приобрела сила голоса. Одни братства (кадарийа, йасавийа, чиштийа), практиковали громкий зикр (джали), другие (накшбандийа) – тихий (хафи). Обе традиции опирались на Коран. Разница между практиками порождала споры и конфликты. Кроме того, в братствах существовали две традиции зикра: 1) индивидуальный, отправляемый уединенно в келье с покрытой головой громко, шепотом или мысленно, про себя (халват); и 2) коллективный зикр, отправляемый громко вслух на совместном собрании общины или во время радений (сама). Ритуал обоих зикров был тщательно разработан руководством братств. Некоторые братства различали несколько типов зикра. Низшая форма – простонародный зикр (зикр амм) практиковался на рынках и улицах. Особый зикр (зикр хасс) – традиционно практикуется послушниками определенного шейха. Наконец, наиболее особый (зикр хасс ал-хивасс) заканчивается экстатическим видением. Теоретики суфизма разработали сложную иерархию зикра. Наибольшее распространение получила трехчастная схема: зикр, произносимый языком (зикр ал-лисан); зикр, совершаемый в сердце в ходе созерцания красоты и величия Бога (зикр ал-калб); зикр тайны (зикр ас-сирр), когда происходит растворение в Боге и отказ от своего «Я».

 
PR-CY.ru