УСМАН - Страница 2

Но этот важнейший шаг, предпринятый Усманом с целью консолидации молодого мусульманского общества, не дал тех результатов, на которые он, несомненно, рассчитывал. Усман приказал сжечь все списки Корана кроме тех, которые были написаны на курейшитском диалекте, а их распространил во все края, чтобы не было разночтений и искажений смысла. Однако установление канонического текста Корана, сопровождавшееся отменой любых других вариантов пророческих откровений Мухаммада, зафиксированных письменно или хранившихся устно, не только затрагивало существенные интересы и оскорбляло до глубины души влиятельную прослойку профессиональных чтецов Корана (кари), выступавших фактически главными хранителями «слова» Аллаха, но и лишало различные группировки мусульман их собственных вариантов этого «слова», поскольку они становились недействительными, если не были включены в официальный «Коран Османа». Впоследствии это дало повод (прежде всего, шиитам) обвинить Усмана в преднамеренном искажении некоторых фрагментов Откровения. Оппозиционные настроения по отношению к третьему халифу нарастали постепенно. Первые шесть лет его правления не вызывали недовольства мусульман, но с годами халиф стал меньше считаться с мнением мединской знати, зато охотно прислушивался к советам своих родичей, большинство из которых оказались людьми недостойными, хотя вскоре заняли все важные посты в Халифате. Усман не раз одаривал их из фондов, считавшихся общим достоянием общины, и такое самоуправство вызывало возмущение. Тем не менее, исламская традиция считает халифа Усмана («повелителя правоверных») человеком мягким, милосердным, чувствительным и щедрым. Утверждается, что поскольку он отличался многими достойными качествами, то против него стали плести интриги низкие люди и враги ислама, к числу которых историки причисляют иудея Абдуллаха бин Сабу, притворно принявшего ислам. Говорят, что этот человек стал объезжать разные края, где жили мусульмане, и в каждой провинции распространял ложные слухи о несправедливости халифа по отношению к жителям другой провинции. Кроме того, он убеждал людей, что Али ибн Абу Талиб имеет больше прав быть халифом, чем Усман. Через некоторое время в Медину прибыли делегации из Басры, Куфы и Египта, которыми руководил этот человек. Усман пообещал удовлетворить требования этих людей, если они вернутся обратно. Они уехали, но вскоре вернулись, поскольку нашли гонца с посланием, приказывавшим наместнику Египта казнить членов делегации египтян. Послание, как утверждается, было поддельным, но мятежники воспользовались им как предлогом для того, чтобы убить Усмана, и один из египтян нанес халифу удар мечом. Это случилось в пятницу 18-го зу-ль-хиджа 35 г. хиджры. Кровь Усмана, убитого во время чтения молитвы, якобы пролилась на один из списков Корана, который ныне хранится в Узбекистане (см. «Коран Османа»). После его смерти мятежники провозгласили халифом зятя и двоюродного брата пророка Али ибн Абу Талиба.



 
PR-CY.ru