Словарь по исламу У УСМАН

УСМАН

УСМАН (Осман) ибн аль-Аффан (ок. 575–656 гг.) – третий «праведный халиф» (644–656 гг.; 23–35 гг. хиджры), один из самых первых последователей и сподвижников (асхабов) пророка Мухаммада. С самого начала Усман играл важную роль в мусульманской общине, выполнял дипломатические поручения, участвовал в так называемой «первой хиджре» – эмиграции группы мусульман в Эфиопию, в 523 г. присоединился к мухаджирам в Медине. Происходил из рода бану умайя, из которого впоследствии образовалась династия Омейядов. Он был богатым купцом, мужем Рукаййи, дочери Мухаммада, а после ее смерти взял в жены другую его дочь – Умм Кульсум, за что в арабо-мусульманской традиции получил уважительное прозвище Зу-н-Нурайн («Обладатель двух светочей»). Усман стал преемником Умара ибн аль-Хаттаба (Омара I) в обстановке, когда медино-мекканская община, образованная Мухаммадом в 630 г., фактически превратилась в империю, управляющуюся на местах наместниками мединского халифа из числа ближайших сподвижников пророка. Поскольку в принципе все они, отражавшие интересы тех или иных слоев мусульманского общества, в равной степени могли претендовать на то, чтобы стать преемниками Мухаммада, объективно существовала почва для возникновения среди них междоусобной борьбы за власть. Престарелый и малоинициативный Усман оказался той самой «нейтральной» фигурой, которая лучше всего подходила для ситуации, предшествующей решительным сражениям за власть, и одной из первых жертв этих сражений стал он сам. Он был антиподом предыдущему халифу, умному и суровому, к тому же не хотел подражать его простой жизни и стал первым из халифов, кто воспользовался своим высоким положением для личного обогащения: выстроил в Медине большой каменный дом и вообще старался окружить себя пышностью, достойной главы могущественного государства. В 656 г. Усман был убит в своем доме в Медине во время восстания, вспыхнувшего в городе. Мятежами и смутой были охвачены практически все главные провинции Халифата. Важную роль в формировании оппозиционных настроений сыграло то, что, стремясь укрепить свой контроль над богатыми провинциями, Усман назначал туда своих близких родственников, многие из которых были еще недавно врагами ислама, но получавших земли и значительные денежные дарения в ущерб сподвижникам пророка – асхабам. Немало недвижимости было приобретено за пределами Аравии и самим Усманом. Обогащение Усмана и его родственников вызвало также недовольство аскетически настроенной части мусульман, обвинявших его в отходе от образа жизни Мухаммада и первых двух халифов. Результатом этих противоречий стал заговор, закончившийся убийством Усмана и повлекший за собой гражданскую войну в Халифате между стремительно поляризовавшимися партиями, которые образовывались вокруг лидеров мусульманской общины (уммы), еще совсем недавно единой и сплоченной. С гибелью Усмана эта война разгорелась уже в полную силу. Тем не менее, в правление Усмана было завершено завоевание Ирана, и укрепилось положение мусульман в Закавказье и Северной Африке. Кроме того, был создан мусульманский флот. Согласно арабо-мусульманской традиции, главная заслуга Усмана заключается в том, что по его приказу был установлен единый окончательный текст священного писания мусульман – Корана, что считается важнейшим событием религиозной жизни мусульман той поры.

 



 
PR-CY.ru