Словарь по исламу У УММА

УММА

УММА (возможно, слово происходит от umm, «мать») – община верующих мусульман. В переводе с арабского означает общину вообще (не обязательно мусульманскую). Умма характеризуется всемирной открытостью (несмотря на преимущество, которое имеют этнические арабы благодаря их происхождению и кораническому языку) и сплоченностью, объясняющейся общим исповеданием веры и общей религиозной практикой. Ислам определяет себя как «общину пророка» (умма аль-наби). В Коране слово «умма» обозначает мусульманские народы, являющиеся объектами божественного откровения, сообщества людей, составляющие в совокупности человечество. Коранический взгляд на историю человечества представляет ее как последовательную смену одной религиозной общины (уммы) – другой, каждая из которых есть проявление изначальной и данной свыше религии единобожия. Искажение изначальной Божественной истины, вносимое людьми, приводит к тому, что одна умма сменяет другую. В доисламский и ранний исламский периоды слово «умма» употреблялось также в значении «вера», «религия». Первоначально Мухаммад называл уммой всех жителей Мекки и Медины: мусульман, христиан и иудеев (он рассматривал свою миссию как реставрацию «веры Авраама»). Эта община не знает ни священников, ни (что вытекает из Корана) наставников, определяющих истины веры и правила поведения. Она управляется только законом (шариатом) и правом (фикхом), базирующихся на Коране и Сунне, а также (в качестве средства истолкования) на суждениях по аналогии (кыяс) и единодушном мнении богословов общины (иджма). Возникли различные юридические школы, которые отличались друг от друга тем, какое место они соглашались или отказывались отвести шариату и фикху, и, главным образом, понятию единодушного мнения. Пророк Мухаммад сказал (в соответствии с одним из хадисов): «Никогда моя община (умма) не впадет согласно в заблуждение». В этом основа иджмы. Члены мусульманской уммы считались находящимися под покровительством Бога и пророка, т.е. Мухаммада. Тем самым социальная организация мусульманской уммы приобретала надплеменной и отчасти надконфессиональный характер, способствовавший объединению различных групп и слоев населения Аравии и преодолению межплеменной розни. К VII в. сложилось представление о том, что любой мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к умме. Впоследствии такое значение термина «умма» было распространено на все мусульманское сообщество и стало употребляться с определенным артиклем (ал-умма). Вплоть до проникновения идеологии национализма и возникновения в исламском мире национальных государств все мусульмане считались юридически принадлежащими к единой ал-умме. В идеологиях панисламизма и панарабизма были разработаны концепции «Умма исламийа» – «сообщество мусульман» и «Умма арабийа» – «арабская нация», а понятие «умма» стало равнозначно понятиям «нация», «народ». Идеологи арабского национализма первой половины XX в. использовали термин «Умма арабийа», переводимый обычно как «арабская нация» по аналогии с «Умма исламийа» – исламская религиозная община. В этом контексте использование понятия «умма» предполагает смысловой акцент на объединении различных групп арабов на основе общего арабо-мусульманского культурно-исторического наследия. Однако зафиксировано также употребление противниками панарабизма термина «умма» в значении «нация» в европейском смысле слова. Среди арабских христиан термин «умма» используется также для обозначения собственной автономной религиозной общины, с выделением идеологического аспекта религиозной общности в многоконфессиональном государстве. Тем не менее, в традиционно-исламском дискурсе умма по-прежнему представляет собой обозначение глобальной мусульманской общины, т.е. всех мусульман вообще. В этом смысле абсолютно некорректным является использование некоторыми авторами термина «умма» для обозначения региональных мусульманских общин (например, «мусульманская умма России») и тем более употребление его во множественном числе («мусульманские уммы»).

 
PR-CY.ru