УМАР - Страница 2

Завоеванием Сирии руководил Халид ибн ал-Валид. Осенью 635 г. он овладел Дамаском, продвинулся на север Сирии и заставил капитулировать главный город этой области Баальбек. В декабре того же года его судьбу разделили Хомс (Эмесса), Хама (Эпифания) и Шейзар (Ларисса), а в августе 636 г. мусульмане и христиане встретились при Йармуке, неподалеку от Тивериадского озера. Здесь произошел решительный бой, продолжавшийся три дня. Потеряв до 4 тыс. убитыми, арабы одержали победу. В начале 638 г. мусульманская армия вышла в долину Оронта и после недолгой осады овладела Антиохией. В том же году Умар лично принял капитуляцию Иерусалима, совершив затем демонстративную молитву на заброшенном каменистом пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона (X в. до н.э.), разрушенного римлянами еще в 70-м году н.э. Подобной акцией он подчеркнул преемственный характер ислама по отношению к предшествующим монотеистическим религиям. В 639 г. арабы, овладев областями к северу от Сирии, проникли в Армению. На иракском фронте завоевания поначалу не были такими масштабными: бои в течение нескольких лет шли на берегах Евфрата. Только после того как в начале 636 г. в Ирак отправилась новая армия под командованием Саада ибн Абу Ваккаса, наступил перелом. Арабы форсировали Евфрат и Тигр, а в апреле 637 г. без боя захватили персидскую столицу Ктесифон. В 639 г. был завоеван весь Хузистан, взяты Рамхурмуз, Шустер и Сус. Победа открыла путь на восток – к Рею и далее в Хорасан, а также на север – в Азербайджан. В следующие два года завоеватели овладели Хамаданом и Исфаханом. На севере были взяты Абхар и Казвин, а в 643 г. пала столица Азербайджана Ардебиль. Таким образом, за 10 лет правления Умара молодое мусульманское государство из мононационального племенного союза единоверцев, не имевшего ни центрального аппарата управления, ни постоянной армии, превратилось в многонациональную империю. В 644 г. Умар умер от ран, нанесенных ему рабом иранского происхождения Файрузом, не нашедшим у него защиты от поборов наместника Куфы, во время утренней молитвы. Умирая, он назначил совет из шести ближайших сподвижников пророка для избрания нового халифа из их среды. Старейший из числа этих выборщиков (Абд ар-Рахман ибн Ауф) сразу отказался от претензий на престол, еще одного выборщика (Талха) в то время не оказалось в Медине. Таким образом, претендентов было четверо, и первое место среди них занимал Усман (Осман) ибн аль-Аффан. Непререкаемый авторитет, которым пользовался Умар у сподвижников пророка и первых мусульман, способствовал тому, что в суннитской исторической традиции (см. Сунниты) его образ был зафиксирован как пример идеального правителя, бескорыстного, благочестивого, лишенного склонности к стяжательству и ведшего аскетической образ жизни, справедливого к мусульманам и беспощадного к врагам, защитника бедняков, борца с притеснителями, при котором царила социальная справедливость. Шиитская же традиция (см. Шииты), наоборот, представляет его узурпатором. Похоронен Умар рядом с пророком Мухаммадом.



 
PR-CY.ru