Словарь по исламу У УМАР

УМАР

УМАР (Омар) ибн ал-Хаттаб ал-Фарук; Омар I (ок. 585–644 гг.) – второй из первых четырех «праведных халифов» (634–644 гг.; 13–23 гг. хиджры), выдающийся государственный деятель раннего ислама. Первоначально (еще до принятия ислама) он был враждебен Мухаммаду. Занимая в Мекке высокий общественный пост посла курейшитов, несмотря на молодость, он пользовался среди соплеменников большим авторитетом за свой проницательный ум, решительный характер и могучее телосложение, но около 616 г. принял ислам. Согласно преданиям, Умар стал сороковым (или сорок пятым) членом мусульманской общины и последним из тех, кто принял новое вероучение в доме ал-Аркама (в октябре 615 г.). В мединский период он стал одним из ближайших сподвижников пророка, выдал за него замуж свою дочь. После смерти Мухаммада в 632 г. был инициатором избрания халифом Абу Бакра, который, умирая, назвал его своим преемником, и община единодушно присягнула ему. Согласно свидетельствам, новый халиф имел твердую волю и никогда не терялся перед неожиданностями. Умар энергично продолжил утверждение ислама за пределами Аравии, начатое его предшественником. Новая историческая ситуация требовала правителя с широкими взглядами и нестандартными подходами к происходящему. Умар был именно таким человеком. За 10-летний период его правления ислам распространился на Ирак, Сирию, Египет и Киренаику (историческая область Ливии). При нем были проведены меры, направленные на укрепление административно-правовых институтов и создания принципов разделения доходов. Наиболее важной из этих мер было запрещение раздела завоеванных земель и перевод воинов и сподвижников пророка (асхабов), образовавших привилегированную категорию мусульманской общины, на государственное жалованье. При Умаре было введено новое мусульманское летосчисление по хиджре (см. Календарь мусульманский). Быстрое превращение мусульманской общины в теократическое государство нашло свое формальное выражение в принятие Умаром примерно на 19-м году хиджры дополнительно к титулу «халиф» еще и титула «амир аль-муминин» («повелитель правоверных»). Мусульманская традиция рисует его благочестивым, мудрым, всеведущим и деятельным государем. Днем он постоянно занимался делами управления, а ночью молился, так что у его подданных создавалось впечатление, что халиф никогда не спит. Подобно своему предшественнику, Умар был очень скромным в пище и одежде и никогда не придавал значения наружному блеску и утехам жизни. Он обладал строгой нелицеприятной справедливостью (пишут, что халиф всегда носил с собой бич, которым собственноручно наказывал нарушителей шариата), прозорливостью в делах и счастливым умением выбирать себе способных помощников. Завоевательные походы при нем получили новый, невиданный дотоле размах. Медина превратилась в штаб, где тщательно изучались донесения военачальников и откуда исходили для них точные распоряжения. Халиф постоянно был занят формированием и оснащением новых воинских отрядов и был готов в любой момент поддержать резервами того из полководцев, который в этом нуждался. Основными театрами боевых действий поначалу били византийская Сирия и иранский Ирак.

 



 
PR-CY.ru