ШУУБИЯ

ШУУБИЯ – освободительное движение покоренных народов, которое зародилось в начале VIII в.; политическое течение, требовавшее равенства всех мусульманских народов (шууб) в арабо-мусульманской империи и отрицавшего культурный и политический приоритет арабов-завоевателей. Идейная и политическая борьба, которая велась в Халифате между державшейся за старинные бедуинские традиции арабской аристократией, с одной стороны, и образованной элитой покоренных народов, их аристократией и горожанами – с другой, создала почву для возникновения культурного движения, получившего название «Обновление». Начало новому направлению в литературе положили поэты Башшар ибн Бурд, Абу Нувас, Абу-ль-Атахия и др. Причем ведущую роль в нем играли поэты неарабского, в первую очередь, иранского происхождения. Иранская шуубия была наиболее сильной, доходившая в своей оппозиционности чуть ли не до полного разрыва с исламом. Все же и она пользовалась только арабским языком и не восставала против его засилья вплоть до начала IX в., но в недрах арабоязычной литературы возникло движение против арабской культурной гегемонии, за возрождение идеалов культурной жизни домусульманского Ирана. Успехи иранской шуубии подготовили почву для преодоления господства арабского языка в литературе исламских народов. Наиболее яркие арабские поэты этого времени (середина VIII – конец IX в.) частично отказываются от слепого подражания устаревшим образцам древней поэзии и наполняют свои произведения новым содержанием. Но какую бы позицию ни занимали поэты, за рамки традиционной нормативной этики они не выходили. Их новаторство заключалось в том, что они позволяли себе только некоторое обновление стилистических фигур и традиционных тем. С этого времени поэзия приобретает все более элитарный характер, и она становится доступной сравнительно узкому кругу знатоков и ценителей, постоянных участников литературных собраний в салонах богатых меценатов. Умение слагать стихи становится одним из важнейших признаков образованности (как это было в Китае или в Японии), и багдадская знать состязается в искусстве сочинять экспромты и поэтические экзерсисы. В конце VIII в. разнородное по уровню экономического развития и пестрое в этническом отношении государство Аббасидов оказалось очень непрочным образованием. Халифат, разъедаемый в провинциях сепаратистскими настроениями, после короткого периода относительной стабилизации начинает распадаться. Центральная власть утрачивает былой авторитет, и в провинциях образуются фактически независимые государства. Шуубистская идеология, подрывавшая непререкаемый в прошлом авторитет завоевателей своими идеями и приносившая в ислам элементы своих доисламских верований, в немалой степени способствовала расшатыванию государственных основ. В противовес ей в среде сторонников сильной, централизованной империи усиливается интерес к древнеарабским традициям, и доисламская поэзия начинает восприниматься как источник художественных и этических идеалов, противопоставляемых кризисному и порой «циничному» сознанию поэтов предшествующего периода. В героическом прошлом и в древней культуре арабов-бедуинов правящая элита ищет поддержку ослабевшему моральному и политическому авторитету бывших завоевателей.

 



 
PR-CY.ru