ШИИЗМ

ШИИЗМ (от шиат Али) – группа приверженцев Али ибн Абу Талиба, второе по числу приверженцев (после суннитов) направление в исламе, признающее исключительное право на руководство мусульманской общиной (уммой) Али и его потомков. Раскол мусульманской общины на суннитов и шиитов восходит к самому раннему периоду истории ислама. Практически сразу после смерти пророка Мухаммада в 632 г. в общине встал вопрос о характере преемственности верховной власти. Большая часть общины, основываясь на представлении о необходимости избрания преемника (халифа) пророка и духовного руководителя (имама) путем консенсуса общины, присягнула на верность Абу Бакру, признанному впоследствии суннитами первым «халифом праведного пути». Однако часть сподвижников пророка (аль-Фариси Салман, Абу Зарр ал-Гифари и др.) признали присягу Абу Бакру незаконной и выступили за сохранение и передачу власти среди представителей «дома пророка» (ахл ал-бейт). В ходе борьбы за власть в середине VII в. образовалась группа сторонников Али (шиат Али), утверждавшая исключительное право его и его потомков (Алидов) как ближайших родственников пророка на руководство мусульманской общиной. Эта группа стала ядром движения, разделившего впоследствии мусульманскую общину на шиитов и суннитов. После восстания 656 г., в результате которого был убит Усман (Осман), восставшие провозгласили халифом Али. Однако другая часть мусульман во главе со сподвижниками Мухаммада Талхой и аз-Зубайром и при поддержке вдовы пророка Аиши не согласились с этим и подняли другое восстание, провозгласив халифом аз-Зубайра (ставшего известным в литературе как «антихалиф»). Этот раскол, положивший начало многолетней гражданской войне в Халифате, нашел свое продолжение в выступлении наместника Сирии Муавии, принадлежавшего (как и Усман) к роду бану умайа, обвинившего Али в причастности к убийству Усмана.  В июле 657 г. в битве при Сиффине Али, будучи предельно близок к окончательной победе над сирийцами, согласился на предложенный Муавией третейский суд, лишившись тем самым возможности закрепить победу. Результатом этого стал раскол в лагере сторонников Али, приведший к выделению из их числа новой религиозно-политической группировки – хариджитов, которые стали бороться как против Муавии, так и против Али (последний погиб от их рук в 661 г.). Дальнейшие военно-политические поражения сторонников Али вынудили их перенести центр активности из военно-политической сферы в религиозно-богословскую. Исключительное право Алидов на руководство мусульманской общиной аргументировалось с помощью доктрины имамата, предполагавшей передачу в роду потомков пророка по линии Али и Фатимы особой божественной благодати (барака) и скрытого знания (батин), делающих их единственно возможными руководителями (имамами) уммы, через которых осуществляется непрерывное божественное руководство мусульманами. В качестве доказательства привлекались аллегорически толкуемые айаты Корана, а также корпус предания (хадис/хабар), признаваемых только шиитами. Уже при жизни Али некоторые его сторонники (в частности Абдаллах ибн Саба, которому часть авторов приписывали обожествление Али) проповедовали сакральный (священный) характер имамата, утверждая, что пророк назначил Али своим духовным преемником (васи).

 



 
PR-CY.ru