ШАРИАТ - Страница 2

Поскольку согласно общепринятой исламской точки зрения Коран и Сунна прямо или косвенно содержат ответы на любые вопросы относительно как мироустройства, так и практической жизни, многие религиозные ученые (факихи) включают в шариат также и нормы, выведенные авторитетными комментаторами Корана и Сунны (муджтахидами) путем толкования неоднозначно понимаемых положений первоисточников или с помощью рациональных методов, обращение к которым признается допустимым в священных текстах. У исламских идеологов, однако, наибольшим признанием пользуется взгляд, согласно которому шариат, воплощенный в положениях Корана и Сунны, не дает однозначных рекомендаций, как вести себя в каждой жизненной ситуации. Считается, что в Коране и Сунне конкретизированы только культовые нормы, устанавливающие детальный порядок исполнения религиозных обязанностей. Что же касается правил поведения мусульман в отношении друг к другу, то здесь шариат закрепляет главным образом самые общие ориентиры и принципы, рациональное осмысление которых и позволяет найти решение по любому конкретному случаю. Суннитские факихи традиционно подразделяют шариат на несколько разделов: догматика и истины веры (ал-акаид), этика (ал-ахлак), культовая практика (ал-ибадат), нормы социального поведения и взаимоотношения мусульман между собой (ал-муамалат). Шииты ограничивают шариат сферой ал-ибадат и ал-муамалат (см. Шиизм). В современном мусульманском праве преобладает точка зрения, согласно которой шариат заключает в себя положения Корана и Сунны, имеющие ясный смысл и одинаково понимаемые всеми богословско-правовыми школами (мазхабами), а также общие правила, сформулированные муджтахидами на основании изучения первоисточников и предшествующей религиозно-правовой традиции. Такое понимание шариата дает возможность его закрепления в качестве законодательства в конституциях ряда исламских стран.



 
PR-CY.ru