СУННИТЫ

СУННИТЫ (полное самоназвание: ахль ас-сунна валь-джама – «люди Сунны и согласия общины») – последователи наиболее многочисленного направления в исламе (наряду с шиитами и хариджитами). Из ислама как единого религиозно-политического течения еще в VII в. выделились шииты, отстаивавшие особые права Али ибн Абу Талиба и его потомков на руководство общиной и отвергавшие законность правления трех первых халифов (Абу Бакра, Умара (Омара) и Усмана – Османа), а также хариджиты, признававшие Абу Бакра и Умара, но отвергавшие Усмана и Али и гипертрофировавшие принцип выборности халифа. Подавляющая часть мусульман именуют себя людьми Сунны, или суннитами. Это не означает, что между ними в разных частях мусульманского мира не существует различий. Напротив, образ жизни, моральные установки, правовые нормы и богословские доктрины в разных странах и разных общинах существенно отличаются друг от друга. В суннизме множество толков и направлений, однако противоречия между суннитами не носят непримиримого характера. Главный объединительный принцип здесь отрицательный. Он состоит в том, что мусульмане, причисляющие себя к суннитам, не разделяют идей шиитов и хариджитов. Это – самое важное. Основными формальными признаками принадлежности к суннитам считаются: 1) признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты, повторим, признают только Али); 2) признание достоверности шести канонических сводов хадисов, составленных великими мухаддисами (составителями сборников хадисов) аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Наси и Ибн Маджи, а также 3) принадлежность к одному из четырех богословско-правовых школ (мазхабов) фикха: маликитскому, ханифитскому, ханбалитскому, шафиитскому. Главное же их отличие от шиитов состоит в том, что они не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и особом праве его потомков на имамат. В своих представлениях об Аллахе и его взаимоотношениях с человеком они исходят из положений, обоснованных в ашарийском (см. Ашариты) каламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и других сторон ритуала, в гражданском праве. Общепризнанного свода догматов у суннитов не существует. Наибольшие споры вызвал вопрос о предопределении и свободы воли у верующего. Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка, на верности традиции, на участии общины мусульман (уммы) в выборе своего главы – халифа. Суннитскую доктрину часто склонны считать базовой для ислама вообще и характеризуют ее как «исламское правоверие», однако в силу отсутствия в исламе института канонизации тех или иных догматов реальное содержание суннитской доктрины определяется не столько тем, во что должны были бы верить ее последователи, сколько тем, в чем они фактически согласны.

 



 
PR-CY.ru