СУННА - Страница 2

Великие учителя суннизма адаптировали сообщения и заполняли умолчания Корана в соответствии с требованиями нового времени и места. Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафийа и Ибн Ханбаль основали четыре юридические школы, трактующие Коран и Сунну, которые носят их имена: ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Мусульмане сверяли и сверяют по ним чуть ли не каждый свой шаг. Постепенно Сунна приобрела едва ли не большее значение, чем Коран. Мусульмане, считающие себя правоверными, стали называться «людьми Сунны» – суннитами. Они признают законность первых халифов и проповедуют повиновение политической власти при условии, что она не отдает распоряжений, противоречащих закону. Сунниты противопоставляют себя шиитам, якобы внесшим в ислам нововведения, инновации, новшества, неприемлемые для его традиций, т.е. нечто недозволенное (бида). Шииты же полагают, что именно они правильно следуют суннам. Поскольку новшества делятся на «благие» (бида хасана), не противоречащие общему духу и конкретным установлениям Корана и Сунне, и «дурные» (бида саййиа), что дает основание суннитам и шиитам поводы для взаимных обвинений. Так, ряд богословов относит к категории бида представления о наличии у Аллаха антропоморфных (человекоподобных) черт. Слово Аллаха (Коран) и традиция пророка Мухаммада (хадисы) являются главными источниками шариата. С точки зрения шариата, пророк Мухаммад – первый комментатор Корана, его изречения (хадисы) служат средством понимания Корана. Коран в целом и все его айаты в отдельности являются категорическими, нерасчлененными, последовательными, тогда как хадисы не имеют такого императива абсолютности. Все остальные источники – иджма (согласованное мнение авторитетных богословов по религиозно-юридическим вопросам), фетвы (юридические и богословские заключения теологов), – имеющие важное значение для шариата, не должны противоречить Корану. В богословско-правовой теории и практике Сунна используется как источник прецедентов для решения тех или иных правовых проблем, а также как сравнительный материал для вынесения правовых решений в случае отсутствия прямых прецедентов. Следование Сунне является важнейшей характеристикой мусульманского образа жизни, и по сей день представляет собой довольно эффективный механизм поддержания социокультурной традиции мусульманского общества. Сунниты составляют 83% от общего числа мусульман, а шииты – 16%. Эти два основных течения ислама не нарушают единства религии, поскольку все верующие согласны относительно основополагающих догматов: единства Бога и того, что Мухаммад является пророком.



 
PR-CY.ru