Словарь по исламу С САНУСИЙА

САНУСИЙА

САНУСИЙА, сануситы, сенуситы – суфийское братство (см. Суфизм), основанное в середине XIX в. Мухаммадом ибн Али ас-Сануси. Уже на ранних этапах своего существования сануситский тарикат проявил себя как центр антизападных сил в Северной Африке, в силу чего представлял собой, скорее, политическое течение, нежели организацию со специфическим суфийским учением. Большое место в учении основателя братства сыграл культ пророка Мухаммада, молитва-обращение к которому носила особое название – салат ал-азимийа. В работах Мухаммада ибн Али ас-Сануси прослеживается идея объединения в строго иерархическом порядке сети завий, находящихся в важных стратегических районах – около запасов воды или в местах расселения местных племен. Механизм формирования такой структуры начинается с того, что представители племен с разрешения своего вождя основывают в оговоренном районе завии и со временем обустраивают их. После этого основатель движения назначает в них шейха из числа своих последователей, который должен взять в жены представительницу местного племени. По мнению автора, эти идеи должны стать звеном в тесных отношениях между племенным центром и локальными поселениями-завиями, которые одновременно являются центрами образования, стоянками для путешественников, местами особого почитания и т.д. В результате этих процессов в Ливии (начиная с 1840 г.) повсеместно образуются небольшие центры оседлого населения городского типа. На этом этапе своего функционирования тарикат санусийи ведет миссионерскую работу по распространению ислама в Киренаике и Центральной Сахаре. Росту его влияния в этих районах способствовала слабая власть местных племенных вождей, а также отсутствие мощных религиозных институтов, которые могли противостоять санусийи. Деятельность братства на этих территориях ограничивалась тем, что местные племена признавали авторитет Мухаммада ибн Али ас-Сануси, экономические же и другие хозяйственные процессы по-прежнему находились в компетенции местных властей. После смерти основателя в 1859 г. ему наследовали его сыновья: Мухаммад ал-Махди и Мухаммад аш-Шариф. К концу XIX в. влияние братства распространилось не только в Киренаике, но и в Хиджазе, Триполитании, Египте, Судане и на юге Туниса. При Мухаммаде ал-Махди (1844–1902 гг.) влияние идет в основном в южном направлении – в Центральную Африку. Эти процессы совпали с активностью Франции в районе озера Чад. Поэтому (начиная с 1901 г.) сануситы организуют несколько вылазок против французов – сначала самостоятельно, а позже под протекцией Турции. Первые серьезные столкновения их с мощными державами втянули братство в игру политических сил на международной арене. После смерти Мухаммада ал-Махди его преемником на посту руководителя санусийи становится его племянник Ахмад аш-Шариф (1872–1933 гг.), который попытался при помощи Турции организовать сопротивление появившимся в Северной Африке в 1911 г. итальянцам. Подобные столкновения подтолкнули руководство санусийи к теоретическому обоснованию концепции джихада, которая был чужда учению основателя. Но это окончательно превратило санусийу в военно-политическую организацию с мощным союзником в лице Османской империи. Первая мировая война, в которой Ахмад аш-Шариф выступил на стороне Турции и Германии, окончилась для него поражением, он бежал в Стамбул, оставив руководство тарикатом. Стычки с Италией продолжались вплоть до 1931 г., после чего окончательно прекратились. При поддержке Великобритании в 1951 г. Ливия была объявлена независимой страной, образовалось марионеточное монархическое правление во главе с сыном ал-Махди Идрисом ас-Сануси. Пришедшие к власти в 1969 г. «свободные офицеры» во главе с Муаммаром Каддафи резко ограничили сферу влияния санусийи, что привело практически к угасанию движения.

 
PR-CY.ru