САМА

САМА (араб. – слушание; тур. сема) – в суфизме коллективное радение, сопровождающееся распеванием стихов мистического содержания. Цель – ввести участников ритуала в транс. Термин встречается еще у доисламских арабов в значении пения под музыкальное сопровождение. Суфийская традиция (см. Суфизм) возводит возникновение самы к Зу-н-Нуну ал-Мисри, некоторым представителям багдадской школы, у которых состояние самы порождало случайное слышание коранического айата, позже – декламация четверостишия любовного содержания. Традиция самы как распевания стихов берет начало у иранцев (из числа последователей ал-Джунайда и ан-Нури) и связана с персидской суйфийской традицией. Тогда же, видимо, появилось музыкальное сопровождение (флейта, бубен, барабан, шахина). Впервые данный феномен попытались обосновать авторы трактатов по суфизму; их теория самы базировалась на фундаменте хадисов и речений учителей типа Зу-н-Нуна. Таких же объяснений придерживались в XI в. ал-Кушайри, ал-Бухари, аль-Газали. В частности, аль-Газали выступил в защиту принципов самы и теоретически обосновал преимущество распевания стихов перед айатами Корана. Его аргументация сводилась к следующему: айаты не всегда отражают состояние влюбленного; будучи привычным, текст Корана реже вводит в трепет сердца; вольное распевание его недопустимо, между тем как ритм и напев стихов приводит в состояние экстаза. Кроме того, саму сопровождает музыкальный аккомпанемент, что неприменимо к исполнению Корана; поэзия же подбирается под настроение, а неуместный стих часто вызывает неприязнь. Вместе с тем, аль-Газали предостерегал от пения, внушающего физическую страсть. С XIII по XIV вв. персидские мистики Наджм ад-Дин ал-Кубра (см. Кубравийа), Рузбихан Бакли, Ахмад ат-Туси и др. сконцентрировали внимание не на интеллектуальном, а на ритуальном ее аспекте. К этому времени по поводу практики самы развернулась дискуссия. Еще с начала своего возникновения она вызывала резкую критику со стороны богословов как новшество (бида): ал-Джаузи, Ибн Таймийа. В суфийских общинах ритуал протекал следующим образом: по определенным дням рано утром или поздно вечером после молитвы суфии рассаживались, и обладатель самого громкого голоса читал отрывок из Корана, который тут же комментировался шейхом в духе мистического пути (см. Тарикат). После певец начинал распевать мистические стихи и впадал в экстаз, а вместе с ним – и вся община. Из суфийских братств наиболее лояльно к практике самы относились рифаийа, кубравийа, сухравардийа, кадирийа, бадавийа, маулавийа, чиштийа. Ее противниками были умеренные накшбандийа, бекташийа, халватийа. Африканские, турецкие и индийские братства, находясь на стыке культур, привнесли в практику самы свои инновации: танец, вращение и прыжки. Эти движения сводились суфиями к выражению духовной сущности. Наибольшую известность получила практика самы мулавийи в Турции и чиштийи в Индии. Постепенно к участию в саме стали допускаться обычные люди, вплоть до того, что исполнитель нанимался со стороны. В конце XVII – начале XVIII в. в некоторых братствах (маулавийа, шазилийа) сама превратилась в театрализованное представление, куда допускаются также и европейцы.

 
PR-CY.ru