СААДИ

СААДИ (наст. имя – Муслих ад-Дин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин; 1203/1210–1292 гг.) – персидский поэт-моралист, мыслитель, ширазский шейх. Прозвище «Саади» происходит от имени атабека Фарса Саада ибн Занги, которому служил еще отец поэта (рано умерший) и который принял участие в воспитании Муслих ад-Дина. Под его попечением он поступил в медресе Низамийа в Багдаде, учился у суфийских шейхов (см. Суфизм) и старался проникнуться их аскетическими идеалами. Юношеские стихи дышат любовью к жизни. Саади воспевал Божью благодать, милость «сильных». Однако нашествие монголов на Иран (1226 г.) заставило его бежать, и свыше 30 лет он странствовал в одежде дервиша. В Индии для сохранения жизни Саади принял веру огнепоклонников, но потом бежал, убив камнем сторожевого жреца. В Мекке (большей частью пешком) он побывал 14 раз; благодаря блестящему знанию классического арабского языка стал проповедником в Дамаске и Баальбеке, но начал томиться миром и уединился в пустыне под Иерусалимом. Тут он попал в плен к крестоносцам, которые перевезли его на сирийское прибережье, в Триполи и заставили рыть окопы для крепости. Один знакомый богач из Алеппо выкупил его за 10 червонцев, привез к себе и женил на своей безобразной и сварливой дочери. Спасаясь от невыносимой семейной жизни, Саади бежал в Северную Африку, затем, пространствовав сквозь всю Малую Азию, очутился в родном Ширазе (1256 г.) и под покровительством Абу-Бекра (сына покойного Саада) прожил в пригородном монастыре до конца жизни. Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причем в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из скитальческой жизни. Испытав на себе всю бренность мира, он вполне согласился с выводами своих суфийских предшественников или современников. Но, хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и предаться исключительно мистическому созерцанию. Поэтому он рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к потере земных благ.

 



 
PR-CY.ru