Словарь по исламу Р РУМИ

РУМИ

РУМИ Джалал ад-Дин ибн Баха ад-Дин Мухаммад ал-Балхи (1207–1273 гг.) – знаменитый персоязычный суфийский (см. Суфизм) поэт-мистик по прозвищу Мавлана («Наш господин»), основатель и неформальный руководитель суфийского братства мавлавия. Происходил из семьи богослова и ученого Баха ад-Дина Валада, известного как Султан ал-улама. В связи с гонениями со стороны хорезмшаха Мухаммада семья вынуждена была бежать из г. Балха в г. Караман, а затем в г. Конья (Малая Азия). Руми унаследовал от отца пост руководителя центрального медресе этого города, совершенствовал свои знания в богословии в Халебе и Дамаске, стал известным богословом. Его наставником долгое время был ат-Тирмизи. В 1244 г. судьба свела его с бродячим суфийским дервишем Шамс ад-Дином Табризи, чьи проповеди оказали на Руми столь сильное воздействие, что он избрал путь суфия. Ученики Руми относились к Шамсу неодобрительно и вынудили его бежать в Дамаск. Вскоре он опять появился в г. Конье, но затем бесследно исчез (предположительно убит). Руми нашел «новое воплощение» Шамса в лице пожилого золотых дел мастера Салах ад-Дина Заркуба, а после его смерти – в лице Хусам ад-Дина Челеби, писца-тюрка, который записал его поэму. Мировоззрение Руми было синкретичным (смешанным). Он не создал своей концепции мистического пути (см. Тарикат), вопреки многим мистикам не отрицал мусульманскую ортодоксальную практику (посты, молитвы) и даже считал ее обязательной для каждого суфия. В то же время, введенное им в братство мавлавия широкое применение во время коллективных радений музыки, пения и танцев открыто нарушало предписания шариата. Руми оставил большое литературное наследие, среди которого наибольшей известностью пользуется мистическая поэма «Маснави-и маснави» («Двустишия о сокрытом смысле») – своего рода энциклопедия суфизма в стихах, представляющую собой беседу Руми с учениками. В единый сборник она была составлена его учениками. Сам автор считал, что его поэма раскрывает тайный смысл Корана. Он был похоронен в своей обители. Спустя год над его могилой был возведен «Зеленый купол» (Куббат ал-хадра). Хусам ад-Дин Челеби возглавил общину последователей Руми, получившую впоследствии название мавлавия. Концепция Руми исходит из идейного наследия экстатического суфизма (в особенности – ал-Халладжа и Аттара), а также, вероятно, учения Шамса Табризи. Согласно Руми, мир – это совокупность бесчисленных форм. За внешней формой вещей (сурат) скрывается внутренний смысл (мана), который в полной мере обнаруживается только после Воскресения. Бог стоит по ту сторону сотворенного им бытия и потому недоступен для рационального познания. Реальным статусом обладает только божественное «Я», в отличие от человеческого. Кто не признает это, подобен неверному, утверждающему  существование двух реальностей. Человеческое «Я» превращается в Божественное только после своего отрицания и уничтожения, растворяясь в Божественной любви, с помощью которой был сотворен мир. Поэтому единственно возможное познание Бога состоит в любви. Это – истинная любовь (ишк-и хакики), в отличие от любви «производной» (ишк-и маджази) – желания одних вещей ради других. Ради этого мистик впадает в состояние экстатического опьянения и безумства. Перед лицом интуитивного познания все рациональные построения – лишь подражание и потому умолкают. Единение с Богом возможно в силу наличия вечного движения – к Богу и от Него. В этот процесс включены все вещи, поэтому мир постоянно пребывает в движении – источнике бесконечных метаморфоз, цель которого – Божественный абсолют. В человеке борются два начала: светлый разум – часть ангельской природы, и плотская душа, животная, дьявольская природа. Эта дьявольская сущность Иблиса способна видеть только внешнюю форму (форму сотворенного из праха Адама), поэтому ад телесен. Сущность ангела созерцает внутренний смысл. За человеком признается свобода выбора. Те, кто полностью подчиняют плотскую природу и руководствуются только разумом, становятся пророками и святыми (см. Вали). Руми рассматривал предписания шариата и религиозные обязанности как обязательную для любого мистика практику, которая является даром любящего (ашик) объекту любви (машук). Возвращению к Богу способствовала практика сама, ставшая позже отличительной чертой братства мавлавия.

 
PR-CY.ru