Словарь по исламу О ОМЕЙЙАДЫ

ОМЕЙЙАДЫ

ОМЕЙЙАДЫ (661–750 гг.) – первая мусульманская династия халифов, представителей племени курайшитов, ведущих свое начало от Муавии. При них происходит расширение исламского государства за пределы Аравийского полуострова и распространение ислама в качестве государственной религии на просторы Азии и Северной Африки. Уже в VII в. молодое мусульманское государство сумело разбить византийское войско и присоединить к себе ближневосточные владения Византии. Завоевание Северной Африки повлекло за собой проникновение ислама и на территорию Пиренейского полуострова (711 г.), окончательное закрепление мусульман на котором произошло после их победы в битве при Пуатье (732 г.). На востоке произошло расширение мусульманских владений вплоть до Индии и Китая, однако столь значительное увеличение Халифата повлекло за собой развитие центробежных тенденций. Уже в середине VIII в. династия Омейядов, дискредитировавшая себя в лице ортодоксальных мусульман, была смещена Аббасидами, происходившими от Аббаса – дяди пророка Мухаммада, а сам Халифат распался на множество отдельных государств, единственным объединяющим фактором для которых служила мусульманская вера. Уцелевшие представители династии Омейядов укрылись на Пиренейском полуострове, основав Кордовский халифат, а Марокко и Египет заняли представители шиитов. Дальнейшее существование Халифата свелось к бесконечной борьбе с набегами кочевников и смене династий. Но на первом этапе, в обстановке многолетних войн за распространение ислама арабская культура всячески поддерживалась и как бы противопоставлялась культуре покоренных народов. Омейяды стремились культивировать старинные бедуинские поэтические традиции и всячески их поощряли. Так, утихшая было в период войн межплеменная вражда, после первых успехов завоевателей вспыхнула с новой силой, и доисламская арабская поэзия с ее проявлением племенной доблести и жизни в пустыне обрела в этой борьбе новую жизнь. Бедуинские поэты приезжали в Дамаск, Куфу и Басру, ставшие при Омеййадах центрами культурной жизни Халифата, чтобы прославить свое племя или высмеять чужое, а халифы, поощрявшие племенное соперничество, разжигали и племенные пристрастия поэтов. Имели своих поэтов, воспевавших свою партию и нападавших на ее идейных и политических противников, сторонники и противники Омеййадов, а также приверженцы боровшихся в исламе направлений. В касыдах этого времени появляется описание походов, боевого оружия, крепостей, осадных механизмов и т.д. К прозаическим жанрам эпохи Омеййадов относятся произведения ораторского искусства (хитаба) и так называемы послания (рисала), хотя художественная проза в период образования Халифата, так же как и в доисламский период, в арабской литературе, строго говоря, еще не сложилась. Произведения ораторского искусства этого времени (религиозные проповеди, выступления политических и военных руководителей) напоминают речи доисламских проповедников. Они невелики по объему, но насыщены всевозможными риторическими фигурами, метафорами и т.д. В отличие от доисламских проповедей они проникнуты мусульманским духом, содержат разнообразные коранические изречения. Иногда ораторы для большей выразительности прибегали в своих речах к рифмованной прозе. Военные завоевания дали большое количество рабов, что способствовало экономическому развитию Халифата. Были достигнуты успехи и в административно-хозяйственном управлении. В то же время противники обвиняли их в пристрастии к роскоши, в пренебрежении исламом, а шииты обвиняли их в незаконном правлении. Их требования поддержали арабские племена Ирака и набожные жители Медины. Плодами общего недовольства воспользовались Аббасиды – фактические организаторы антиомеййадского восстания, которым руководил Абу Муслим. Один из немногих уцелевших от поголовного истребления членов семьи Омеййадов (Абдаррахман ибн Муавия) бежал в Испанию, где в 756 г. основал Кордовский халифат.

 
PR-CY.ru