НИМАТАЛАХИЙА - Страница 2

В настоящее время наиболее распространенной в Иране является ветвь гунабадийа. В Тегеране действует ханака гунабадийи, хотя ее члены подверглись преследованиям после исламской революции 1979 г. Одна из ветвей ниматалахийи действует в Англии и США, ее возглавляет Джавад Нурбахш. В ниматалахийи принята наследственная передача духовной власти (шейхом может быть только потомок Шаха Ниматаллаха, каждый из которых носит титул «шах»). Ниматаллаху приписывают составление 544 трактатов по суфизму. До нас дошел «Диван» (сборник – 151 газель), отражающий доктрину вахдат ал-вуджуд (см. Ибн Араби), и около 110 малых произведений, заключающих в себе толкования Корана и трудных мест из наследия Ибн Араби, Фахр ад-Дина Ираки и ранних учителей. Доктрина ордена сочетает учение «трезвости» ал-Джунайда с «опьянением» ал-Бистами. Путь ниматалахийи (см. Тарикат) состоит из семи этапов: принятие (таслим), аскеза (зухд), бедность (факр), удовлетворение (ридо), любовь (махабба), растворение в Боге (фана), полнота существования (вафа). Ниматаллах Вали считал состояние фана путешествием в Боге и, в силу этого, обретением вечности. В его «Диване» прослеживается непосредственное влияние идей Аттара и Руми. Идеальным суфием (согласно основе идеологии братства) является не тот, кто истязает себя постом и затворничеством, а тот, кто распространяет учение среди различных слоев общества. Он обязан добывать пропитание собственным трудом, а не сбором милостыни. Внешней организации Ниматаллах Вали противопоставлял внутреннюю связь наставника с учеником. Сам он был суннитом, и ниматалахийа была первоначально суннитским братством, но не позже XVII в. оно стало шиитским. Ниматалахийа допускала практику радений (сама) в сопровождении музыкальных инструментов, но без плясок, телодвижений и пения. Практиковался «зикр восхваления» – поминание Али ибн Абу Талиба и «скрытого имама» (см. Исмаилиты). Посвящение не предусматривало испытательного срока и включало ритуальное очищение и покаяние (тауба), клятву верности (байа) руководителю общины, основателю и Али перед лицом наставника-руководителя. Сам Ниматаллах полагал, что члены братства не должны носить особой одежды, выделяющей их из толпы, но позже особое одеяние появилось – плащ с длинными рукавами, войлочная накидка и войлочный высокий колпак из пяти клиньев, позже – из двенадцати.



 
PR-CY.ru