НАКШБАНДИЙА

НАКШБАНДИЙА, некшбендия – суфийское братство (см. Суфизм), названное так по прозвищу его руководителя Бахаддина Накшбанда. Начиная с XIV в. братство накшбандийа постепенно превратилось в самое распространенное (после кадирийи) суфийское братство. Оно вело идеологическую борьбу с конкурирующими братствами: кубравийей, йасавийей, и дало несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами. С XV в. накшбандийа стала отличаться высокой степенью социально-политической активности. Члены братства сыграли важную роль в окончательном утверждении ислама в Средней Азии и Восточном Туркестане, а также среди киргизских родов, казахских племенных объединений. В Индии, куда миссионеры братства проникли в середине XVI в., их деятельность более всего связана с именем шейха Ахмада Сирхинди (1564–1623 гг.), прозванного Муджадид-и алф-и сани («Обновитель второго тысячелетия»). В 1608 г. он основал братство муджаддидийа (ветвь накшбандийи), которое стало одним из ведущих братств Индии и глубоко проникло в духовную, социальную и политическую жизнь индо-мусульманского общества. Для братства, придерживавшегося ханифитского мазхаба (см. Ханафиты), характерен постулат обязательного контакта со светскими властями «с целью защиты интересов простых людей» (отсюда и политическая активность братства). Учение составили 11 морально-этических принципов, восемь из которых были заимствованы Бахаддином у суфийских школ хваджаган и йасавийи (осознанность в дыхании, созерцание (собственных) шагов, путешествие (внутреннее) на родину, припоминание, обуздывание мыслей, наблюдение за мыслями, концентрация на Боге), а три разработаны им самим (временная остановка, т.е. контроль за времяпрепровождением, остановка для исчисления, т.е. контролирование зикра, приостановка сердца, т.е. представление своего сердца с изображенным на нем именем Бога, поскольку в нем не должно быть ничего, кроме него). На рубеже XVIII–XIX вв. накшбандийа-муджаддидийа пережила расцвет в Средней Азии, Турции, Курдистане, Ираке, Сирии и т.д. В 1811 г. аль-Багдади основал течение халидийа. Оно распространилось в Турции и Курдистане, а позже – на Индонезию и острова Малайского архипелага. Другое ответвление (хусайнийа) было основано халифой (т.е. заместителем шейха) Хусайном (ум. в 1833/34 г.). В XIX в. накшбандийа проникла на Кавказ и стала основой для мюридизма и борьбы Шамиля. Тогда же она начала борьбу с маулавией и бекташийей в османской империи до запрета Ататюрком деятельности всех суфийских братств в 1925 г. В 1950-х гг. из-за активизации деятельности накшбандийа подверглась репрессиям со стороны турецких властей, однако на севере страны братство до сих пор пользуется популярностью среди курдского населения. Накшбандийа отрицает аскетизм – все члены братства являются мирянами, и им не обязательно жить в обителях, отрицает необходимость радений и громкого зикра, особое внимание уделяется духовному общению между учителем и учеником. В результате устанавливается связь (рабита) ученика с наставником, который таким образом контролирует духовное состояние подопечного. Еще одной особенностью является практика внутреннего затворничества, которая сменила концепцию созерцательного, физического затворничества. Братство испытало на себе влияние доктрины вахдат ал-вуджуд (единство бытия) Ибн Араби, но Ахмад Сирхинди выступил противником этого учения. Он заменил постулат аль-Араби «Все есть Он» на традиционалистское «Все из Него». Учение Сирхинди основано на шариате и ставит высшей целью служение Богу (абдийат). Процедура посвящения нового члена в братство происходит после трехмесячной проверки, во время которой претендент обязан выполнять всю грязную работу на кухне. Во время посвящения после омовения и клятвы шейху ему сообщается разъяснение зикра. Принимаются в братство также и женщины. Члены братства носят невысокую войлочную шапку (кулах) из четырех клиньев, некоторые имеют эмблему – нарисованный контур сердца с вписанным в него словом «Аллах».

 
PR-CY.ru