НАВОИ НИЗАМАДДИН МИР АЛИШЕР - Страница 2

Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший – по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600), рубаи. К менее известным жанрам относятся – мухаммасы, мухаддасы, местезады, кыты и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги. Поэт оставил также сборник стихов на фарси («Диван Фани»). Любовь для Навои – одновременно высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы – и, вместе с тем, оно не рождает в поэте пессимизма, поскольку он понимает любовные страдания как основу духовного возрождения. В лирике Навои достигает вершин художественной выразительности тюркский стих: газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Вершина творчества Алишера Навои – знаменитая «Пятёрица», включающая в себя пять эпических поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена». Она представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои дал совершенно иное художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. Основой поэмы послужило одноименное сочинение Джами на языке фарси. Ему была посвящена «Пятёрица смятенных» (исторического и биографического содержания). Результатом их взаимоотношений были также: антология «Собрание утонченных» (краткие характеристики писателей эпохи Навои), «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» (сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии). В конце жизни Алишер Навои написал аллегорическую поэму «Язык птиц» и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (о наилучшем устройстве человеческого общества), в которых чувствуется влияние Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. Основная идея – осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Осознавая невозможность осуществления этих идеалов, поэт, тем не менее, верил в конечную победу светлого начала. Отсюда – оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.



 
PR-CY.ru