МЮРИДИЗМ

МЮРИДИЗМ – условный термин для обозначения религиозно-мистического течения в исламе, получившего распространение на Северном Кавказе в XIX в. В его основе лежали принципы, выработанные идеологами суфизма в Багдаде и Бухаре в XII–XIV вв. и включавшие идеи «сближения» человека с Богом, а также культ бедности. Придерживаясь в культовой практике канонов исламского правоверия, мюридизм представлял политическую оппозицию местному официальному духовенству, лояльному к политике царской администрации на Кавказе. Мистико-аскетические идеи в мюридизме служили пробуждению антиправительственных настроений горских крестьян, но борьба практически велась только против тех, кто отвергал идею исламского теократического управления. Основным лозунгом движения служил джихад (газават) – реакционная идея «священной войны» против «неверных», направленная, в частности, и на разжигание вражды по отношению ко всему русскому, способствовавшая нагнетанию религиозной нетерпимости в сознании и поведении горцев-мусульман. Наибольшего успеха мюридизм достиг в 30–40-х гг. XIX в., когда на небольшой территории (на стыке Дагестана и Чечни) был создан имамат под руководством имама Шамиля, просуществовавший до 1859 г. Основной опорой политической власти в имамате являлись мюриды-воины, пополнявшие ряды новой феодальной прослойки в местном обществе. Борьба горцев-крестьян под знаменем мюридизма в основном выражала закономерный протест против действий правительства. Но идеология и практика мюридизма не отвечала интересам борьбы с бесправием и социальным угнетением, освящала деспотический строй имамата, вела к изоляции народов Северного Кавказа от России, ориентировала общественное развитие горских народов назад, в средневековое прошлое. Необходимо, однако, подчеркнуть, что понятие «мюридизм» сложилось среди русских ученых, военных и политиков в период Кавказской войны 1817–1864 гг. В нем воплотилось характерное для колониального востоковедения представление о воинствующей природе ислама. До недавнего времени считалось, что своей главной задачей идеологи кавказского мюридизма считали именно создание исламского государства. Однако недавние исследования позволили усомниться в этом, поскольку с исламоведческой точки зрения, понятие «мюридизм» не очень грамотно, потому что оно не отделяет суфизма от шариата, преувеличивает политическое значение суфийских братств на Северном Кавказе. В реальности это мусульманское повстанчество не опиралось на сеть подпольных отделений (вирд) братства накшбандийа, а отношение руководителей имамата к суфизму было сложнее.

 



 
PR-CY.ru