МУХАММАД - Страница 5

Здесь Мухаммад осознал, что ислам не просто восстановление исконного единобожия Ибрахима (Авраама), но особая религия, отличная от других. Он стал говорить о себе как о последнем пророке, осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. В сурах Мухаммада этого периода слышится не столько страстный голос пророка, сколько здравый смысл законодателя. Их тон (в отличие от сур мекканского периода) – обыденно прозаический, а в некоторых случаях – напыщенно риторический. В мединских сурах излагаются предписания религиозного, законодательного, нравственного и житейского порядка, формулируются основные обязанности мусульман, описывается политическая и военная организация мусульманской общины (уммы). В основном стихи мединских сур представляют собой большие прозаические периоды, иногда заканчивающиеся созвучными рифмами. Но даже в тех случаях, когда автор обращается к чисто религиозным темам, в них отсутствует былой пафос мекканских стихов и их напряженная ритмическая мощь. Фантазия проповедника несколько угасает, он начинает повторяться. Язык проповедей становится более сухим и однообразным. В целом, следуя традиции языческих прорицателей, стремившихся придать своим заклинаниям большую важность и таинственность, Мухаммад использовал малоупотребительные, а иногда придуманные им самим слова, что порой создает ощущение некоторой таинственности и ложной многозначительности. Многое в проповедях пророка рождалось под влиянием случайных ассоциаций и оставалось темным даже для его современников и ближайших сподвижников. Позднейшие мусульманские богословы и филологи потратили немало сил, чтобы прокомментировать эти неясные места Корана. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня (Кааба), к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В самой Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания и порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения, культа, организации общины. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, а также в словах, решения и поступках самого Мухаммада (см. Сунна, Хадис). Мухаммад вменил в обязанность мусульманам пятикратную молитву, соблюдение поста, уплату очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Значительное внимание он уделял проблеме повиновения. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Обличение  богатых было соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет Божественное происхождение, а собственность неприкосновенна. Мухаммад порицал и скупость, и чрезмерную щедрость, даже если речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Он провозгласил моральные принципы, которых должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю пророк объявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием и призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. Было запрещено ростовщичество, отпуск рабов был объявлен богоугодным делом.

 



 
PR-CY.ru