МУХАММАД - Страница 3

В 619 г. умерли Абу Талиб и Хадиджа. Новым главой рода стал Абу Лахаб, давнишний враг пророка (к этому времени он заставил своих сыновей развестись с дочерьми Мухаммада). Нужно было найти покровителей. В июне того же года Мухаммад, пораженный горем от смерти жены и дяди, покинул Мекку и отправился в Таифу, где обратился за поддержкой к своим родичам – трем братьям из рода Умайра. Выслушав проповедь пророка, они посмеялись и сказали: «Неужто Аллах не нашел послать никого, кроме тебя?» Никакой помощи от них Мухаммад не получил, и все кончилось тем, что он превратился в мишень для насмешек. Не достигнув ни в чем успеха, Мухаммад вернулся в Мекку и стал искать себе покровителя в другом роде, поскольку собственный отрекся от него. Несколько человек ему отказали. Наконец, Мутим, глава рода Науфал, согласился взять пророка под свою защиту. Оставив своих сограждан (т.е. став «маргиналом»), Мухаммад стал проповедовать среди паломников, во множестве прибывавших в Каабу. Проповеди этого периода преисполнены религиозного воодушевления, насыщены грозными пророчествами о дне Страшного суда, о вечных муках, ожидающих язычников в аду. Они произносились рифмованной и ритмизованной прозой (садж), и такая речь была связана с особенностями арабского языка: она больше подходила для скандирования, чем свободная проза, имела дополнительную выразительность. Полет фантазии здесь безграничен, ритмические повторы напоминают шаманские заклинания. Речь пророка нервная и картинная – он все  время как бы спешит, не договаривая фразы и не завершая мысли. Проповедь его вскоре произвела впечатление на группу арабов из Ясриба, и они поспешили принести в родной город весть о новом учении, появившимся в Мекке. Успех Мухаммада в Ясрибе объяснялся, по-видимому, тем, что в оазисе проживало несколько иудейских племен. Местные арабы, знакомые с идеями иудаизма, оказались более подготовленными к восприятию новой веры, чем соплеменники Мухаммада. Уже в следующем году 12 знатных жителей Ясриба приняли в Мекке ислам и попросили у Мухаммада наставника. Тот отправил с ними Мусуаб ибн Умайра. А еще через два года, после того, как все арабы Ясриба стали мусульманами, Мухаммада пригласили стать их вероучителем и главой. Мухаммад постепенно переправил в Ясриб всех своих последователей, а курайшиты и Абу Лахаб, заметив их исчезновение, встревожились. Рост авторитета мусульман им очень не нравился. Публичная проповедь Мухаммада среди богатых жителей Мекки, опасавшихся за свое положение, хотя сначала встретила ироническое отношение, теперь столкнулась с открыто враждебным. Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили многих его последователей бежать в Эфиопию, где христианский царь, впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Однако сам Мухаммад (находясь под защитой рода Науфал) продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха в Мекке более 10 лет, доказывая справедливость своих претензий на пророчество и неизбежность наказания тех, кто не верит в его миссию посланника. К последним годам пребывания Мухаммада в Мекке предание относит ночное путешествие пророка (исра), который был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим, и вознесение его из Иерусалимского Храма на небо к престолу Бога – Ночь Вознесения (см. Лейлят аль-Мирадж) – через круги ада и семь небес. Во время этого путешествия ему якобы были продиктованы правила, которых должна придерживаться община. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман.

 



 
PR-CY.ru