МУХАММАД - Страница 2

Испугавшись, что его соблазняют злые духи, Мухаммад открылся Хадидже, которая ободрила мужа и послала к одному из своих родственников, который признал в Мухаммаде пророка, возвещенного преданием Моисея (Мусы) и Христа (Исы). После некоторых колебаний Мухаммад уверился в том, что он избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово веры, бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскресении мертвых, Судном дне и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха. Необходимо подчеркнуть, что в этом не было ничего нового: к VI в. в Аравии на базе некоторых общих верований из иудаизма и христианства сложилось учение ханафитов, признававших единого Бога, и Мухаммад не был единственным, кто об этом говорил. Поэтому вокруг него собралась лишь небольшая группа последователей. В первые годы Мухаммад сообщал о содержании своего откровения только своим близким: Хадидже, Али, Сауду ибн Кариху (молодому рабу, которого он освободил и усыновил) и Абу Бакру, богатому торговцу, на дочери которого Аише он женился после смерти Хадиджи. Когда число «отдавших себя» достигло 30 человек, собрания были перенесены в дом аль-Аркама. Пророк ислама, видимо, был слабым поэтом, поскольку исследователи не сообщают, что он участвовал в каких-нибудь поэтических состязаниях, обычных в то время. Стихи Корана не отличаются новаторством и глубиной философского содержания. Все основные мифологические мотивы в его учении в целом совпадали с библейскими. Однако Мухаммад рассказывал о библейских персонажах совсем не так, как древние евреи. Видимо, он знал Библию достаточно поверхностно и, скорее всего, почерпнул сведения об иудейской религии из устных бесед. Обращался он также к евангелическим и талмудическим сюжетам. Мухаммад говорил, повторяя ветхозаветные сюжеты, что Аллах сотворил мир за шесть дней (однако седьмым днем была объявлена не еврейская суббота, а пятница), что первый человек Адам был создан из глины и явился венцом творения. Когда слух о собраниях в доме аль-Аркама распространился по Мекке, число учеников стало постепенно увеличиваться. В основном это была молодежь, притом не очень богатая. Последним принял здесь ислам Умар, занимавший в Мекке высокий общественный пост. Это был человек с большим авторитетом, несмотря на свой возраст (30 лет), с решительным характером и мощным телосложением. Вскоре после этого (т.е. около 614 г.) Мухаммад решился на открытую публичную проповедь: созвал жителей Мекки и объявил им, что является посланником Аллаха и призывает всех поклониться единому Богу. Проповедь не имела успеха. Родной дядя, свёкр двух дочерей Мухаммада, Абу Лахаб, выслушав его речь, сказал: «Только ради этого ты нас созвал?» – и ушел вместе с остальными. Следующие два года к мусульманам относились хотя и настороженно, но без явной враждебности. Разрыв наступил тогда, когда Мухаммад, обличая почтенных сограждан, стал утверждать, что их отцы и предки горят в адском пламени за свое неверие. После этого Мухаммад стал встречать в согражданах уже явную враждебность, и проповеди опять сделались тайными. Около трех лет его последователи жили в городе на положении отверженных. Остальные жители Мекки договорились не вступать с ними в браки, ничего им не продавать и ничего у них не покупать, но бойкот не достиг цели.

 



 
PR-CY.ru