МУФТИЯТ - Страница 2

По его итогам присуждались духовные звания, что удостоверялось особыми свидетельствами. Затем документы кандидата (утвержденный волостным правлением приговор сельского общества, выписка из журнала заседания Духовного собрания или управления, а для находившихся в ведении Оренбургского собрания с 1891 г. также и свидетельство уездных училищных советов о знании им русского языка) поступали на утверждение губернского правления. Здесь главное внимание обращали на политическую лояльность будущего духовного пастыря. При отсутствии каких-либо компрометирующих сведений ему выдавали именной императорский указ о назначении на искомую должность. С момента получения указа на руки избранное мечетским обществом (махалла) духовное лицо становилось так называемым указным муллой, муэдзином и т.д. и могло приступить к исполнению своих обязанностей. Такой порядок утвердился далеко не сразу. Еще в начале 1880-х гг. в отдельных местностях Урало-Поволжья (не говоря уже о других восточных окраинах империи) встречались «безуказные», т.е. неофициальные «люди религии». Тем не менее, именно в конце XVIII в. реформы Екатерины II дали толчок структуризации и бюрократизации мусульманского духовенства на Российском Востоке. С этого момента началось юридическое оформление исламского духовенства как привилегированной прослойки, встроенной в государственные структуры. Вплоть до начала XX в. местные муллы и муэдзины по закону являлись служилой категорией населения, т.е. все их права и обязанности были только должностными, а не наследственными. Они официально не причислялись к духовному сословию и оставались в том сословии, к которому относились до избрания на должность (лишь в Крыму мусульманское духовенство юридически было оформлено в отдельное сословие). Таким образом, центральные власти сознательно тормозили становление духовной корпорации мусульманского общества, которая могла претендовать на роль элиты, способной, по их мнению, генерировать политические, в частности, сепаратистские идеи. Должность председателей и членов Духовного собрания и правления была пожизненной. Лишь срок полномочий помощников Оренбургского муфтия составлял три года, но очень часто он продлевался. Муфтии и кадии получали казенное содержание. С незначительными изменениями эта система сохранилась и в советский период. В постсоветский период духовные управления подверглись распаду, в результате которого возникло несколько десятков региональных муфтиятов, каждый из которых возглавлялся муфтием. Координацию их действий осуществляют особые коллегиальные органы (например, Совет муфтиев России). См. также Ислам в России.



 
PR-CY.ru