МУТАЗИЛИТЫ - Страница 2

Согласно мутазилитам, руководитель мусульман (имам) избирается из мусульманской общины независимо от его социальной и этнической принадлежности и может быть отстранен от власти (при необходимости и силой), если оказывается несправедливым. Хотя при халифе аль-Мамуне и двух его преемниках (аль-Мутасиме и аль-Васике) деятельность мутазилитов (как и других мыслителей-рационалистов) поощрялась государством, а принятое ими положение о «сотворенности» Корана стало критерием лояльности богословов к существующему режиму, при аль-Мутаваккиле они подверглись гонениям. Мутазилиты вновь появились на идеологической арене в правление Буидов, при которых сформировалась мутазилитская школа Абд аль-Джаббара. Мутазилиты, в частности принятый ими метод символико-аллегорического толкования Корана, подготовили почву для развития на мусульманском Востоке философии, ориентированной на античное наследие. Развитие арабской литературы также было тесно связано с философской борьбой мутазилитов-рационалистов с теологами-ортодоксами. Наиболее яркие арабские поэты частично отказываются от слепого подражания устаревшим образцам древней арабской поэзии и наполняют свои произведения живым, современным содержанием. Такая тенденция возникает в том случае, если литература, ранее обслуживавшая узкий круг арабской придворной аристократии, становится достоянием довольно широкого слоя разноплеменной, космополитической интеллигенции. Это вполне естественно, поскольку жителям Багдада, Басры и других городов огромного государства, ведущих широкий торговый и культурный обмен с заморскими странами, стали чужды тематика, образы  и застывшие поэтические формы древнеарабских касыд, которые культивировались только в узком круге придворной аристократии. Этот период историки литературы назвали «Обновлением», и почвой для этого обновления была политическая и идейная борьба, которая велась в Халифате между державшейся за старинные бедуинские традиции арабской аристократией, с одной стороны, и аристократией покоренных народов и горожан – с другой. К этому литературному направлению принадлежали многие известные поэты, причем ведущую роль в нем играли поэты неарабского происхождения, в первую очередь, иранского. Почти все они были сторонниками шуубии – политического течения, требовавшего равенства всех мусульманских народов империи и отрицавшего культурный и политический приоритет арабов-завоевателей. В их стихах впервые зазвучали антиарабские и даже крамольные, с точки зрения догматического ислама, мотивы. См. также Фалсафа, Калам.



 
PR-CY.ru